vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Буран. Думаете, это погодное явление?


К сожалению, молодое поколение ассоциирует слово "Буран" с погодным явлением. И уже многие не помнят, что на закате жизни великой страны было событие, которое могло в корне изменить всю космическую программу США и начать ход исследования космоса совершенно в новом направлении.




Начало

Работы начались в 1976 году. На должность главного конструктора был приглашен талантливый, но немолодой (67 лет) киевлянин Глеб Евгеньевич Лозинский.

Это был очень требовательный к себе и своей команде человек. Говорят, что у него на совещаниях люди падали в обморок. А за глаза его называли Гнев Евгеньевич.

Строительство

К сожалению, в то время тотальной секретности сами разработчики не совсем понимали, что они строят. Правительство поручило построить что-то, что может доставлять неизвестно что на орбиту. Конечно, все понимали, что речь идет о боевом корабле.

Если бы задача состояла в том, чтобы сделать исследовательский аппарат, то все могло быть совсем по-другому. Но к моменту, когда корабль был уже построен, Горбачев вовсю жал руку Рейгану и божился в разоружении.

Конструкция

Космический челнок "Буран" в корне отличался от американских шаттлов. Помимо конструктивных различий, наш Буран выводила на орбиту уникальная ракета "Энергия", самая мощная на тот момент в мире. Основным отличием от американских шаттлов было то, что "Буран" мог очень сильно маневрировать в космосе. Это достигалось благодаря мощным двигателям. У шаттлов такой возможности не было. Планировалось разместить на борту "Бурана" сверх мощную лазерную пушку, которая могла бы сбивать вражеские спутники.

Испытание

15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет космического комплекса "Буран-Энергия". Полет прошел довольно удачно. Был даже момент, когда в ЦУПе здорово напряглись. При посадке автоматика немного изменила курс. Причиной был сильный боковой ветер. Так стало ясно, что машина даже умнее создателей. Но несмотря на успешный запуск и посадку руководство страны холодно встретило это событие. Горбачев даже пожурил главного конструктора: мол, слишком дорогое удовольствие.

Закат

После холодной реакции центрального политбюро Лозинский скажет: "Эх, теперь нас точно закроют". Проект пожил еще немного, в 1989 году "Буран" на спине новой "Мрии" прокатился в Ле Бурже. Затем еще несколько раз появлялся на публике на парадах, и в 1993 году программа была полностью свернута.

Затем космодром "Байконур" поделили между Казахстаном и Россией, а сам "Буран" и ракетоноситель остались гнить в огромном ангаре с прохудившейся крышей. Со временем крыша обвалилась и похоронила под собой великое творение человеческой мысли.

Так закончилась короткая жизнь великого дела рук человеческих. Оно ушло в небытие вместе с великой страной. Не случись этого, возможно, сейчас пилотируемые полеты в космос были бы сродни полетам на гражданских самолетах.

Возможно, Луна давно имела бы исследовательские и туристические базы.

Но кто знает, может, все еще впереди. Ведь говорят, что официальных документов о закрытии проекта никто не видел.

Tags: космос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments