vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Палаты бояр Романовых в Зарядье




Всего  124  фото

Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье — так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю. Район расположен к востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Своё название он получил в XVI веке. Палаты Романовых в Зарядье — это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.
Это район начали заселять с конца 11 века. Затем здесь появились торговцы и  ремесленники. Район так и назывался оргово-ремесленный посад. Это было первое поселение за Кремлем.  Зарядьем стали называть с 16 века. Когда были построены торговые ряды  на Васильевском спуске.- зарядье- за торговыми рядами.
Ремесленники жили до конца 15 века. Это были кожевники, портные, гончары. Но с конца 15 века их начинают выселять, и здесь появляются первые усадьбы богатых людей- дворян, князей, бояр.
[Spoiler (click to open)]
Вход в палаты со стороны храма Георгия Победоносца

02


03


04


Проходим к Палатам

05


Палаты

06


Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века — она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года.

07


Здесь видим торговые ряды на Васильевском  спуске. Выше - Московский Кремль. Почти в центре – Палаты. Карта очень приблизительная, но дает общий вид московской застройки тех лет. На основе этого плана работники музея сделали макет усадьбы Романовых.

08


Родоначальником фамилии  Романовых историки считают Андрея Кобылу. В древней Руси прозвище человека часто заменяло фамилию. Нередко люди звались по имени отца или деда. Иногда одновременно использовали имена и отца, и деда, от поколения к поколению фамилия изменялась. Потомком Андрея Кобылы был Роман Юрьевич Захарьин. Его сын звался Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Сыном Никиты Романовича был Фёдор Никитич Романов. В  XVII  веке фамилии закрепились за родами.
Владельцем дома, который  называем «палаты бояр Романовых», был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Жил он в XVI веке и этот дом не строил. На этом месте уже стояли каменные палаты, надстроенные деревянною светлицею. Вероятнее всего, Никита Романович получил усадьбу в качестве приданого после женитьбы на Варваре, дочери боярина Ховрина, которому дом и принадлежал до этого.
Когда сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, вышла замуж за царя Ивана Васильевича IV (Грозного), царский родственник (шурин, брат в законе ) стал одним из самых высоких сановников того времени. Перед смертью Иван Грозный назвал его одним из четырёх ближайших советников сыну Фёдору, последнему царю из династии Рюриковичей.
Первая жена Никиты Романовича, Варвара Ховрина, прожила недолго. От второй супруги, княжны Евдокии Александровны Горбатой-Шуйской, у боярина было 13 детей – шестеро дочерей и семеро сыновей (Фёдор, Александр, Михаил, Иван, Лев, Василий, Никита). Усадьба на Варварке досталась старшему сыну, Фёдору Никитичу.
Фёдор Никитич Романов

09



Его супруга в монашеском одеянии (Ксения Ивановна Шестова).

10

Из шестерых детей, родившихся в этом браке, в живых остались только дочь Татьяна да сын Михаил, остальные умерли в младенчестве.
В царствование Бориса Годунова всех Романовых обвинили в заговоре с целью отравить государя и самим занять престол. Братьев пытали, а затем сослали в разные монастыри.
Фёдора Никитича – в Сийский монастырь (под Архангельском), где он стал иноком Филаретом, Ксению Ивановну – в Заонежский, где её постригли под именем Марфа. Пятилетнего Мишу разлучили с родителями, вместе с тёткой (А.Н.Черкасской) отослали на Белоозеро. Усадьбу на Варварке отписали в казну.
В 1668 году Знаменский монастырь со всеми постройками выгорел, сильно пострадали и древние палаты. Перестройка палат началась в 1674 году. После этого они долго использовались монастырём как казённые кельи.
К концу XVIII века монастырь уже не мог сам себя содержать, палаты стали сдавать арендаторам, которые перестраивали их для своих нужд. Пострадали палаты и в 1812 году, после пожара вновь сдавались в аренду. Их вновь переделали, добавив многочисленные пристройки.
Новая жизнь палат началась в 1856 году, когда Александр II принял решение о восстановлении старого государева двора и создании музея «Палаты бояр Романовых». Палаты выкупили у Знаменского монастыря, их восстановление поручили архитектору Фёдору Фёдоровичу Рихтеру.
В 1756 г. император Александр при восшествии на престол  решил создать музей в этих старинных палатах на Варварке. На восточном фасаде несколько лет назад расчищена (раскрыта) закаладная доска, установленная в  19 веке, которая гласит, что император российский Александр 2 благоговея перед памятью своих предков лета 1856  августа 26 дня  велел возобновить палаты. Чтобы создать музей,  надо было выкупить землю и усадьбу. Дело в том, что еще в 1631 г. Романовы подарили усадьбу со всеми постройками  Знаменскому  мужскому монастырю, вернее организовали  монастырь на основе усадьбы. Это был указ государя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета.
Александр 2 обратился к патриарху Филарету с просьбой о выкупе усадьбы.  Филарет ответил, что для  такого  благого дела готов  отдать  усадьбу безвозмездно. В январе 1857 г.  Александр 2  распорядился  выдать Знаменскому монастырю 20 тыс. рублей серебром..  Ф.Ф. Рихтер, архитектор  обследовал палаты и провел их реконструкцию в течение 1,5- 2 лет, восстановив  деревянный верх палат. Торжественное освящение начала реставрационных работ  палат прошло в августе 1758 г. при большом скоплении народа, заполнившего весь двор усадьбы, всю улицу Варварку и крыши домов,  ожидавшего прибытие императора. На восточном фасаде палат был устроен маленький балкончик, куда и вышел  император с императрицей, чтобы поприветствовать народ в этот день.
Музей был готов и уже открыт 22 августа 1859 г. При открытии патриарх Филарет сказал, что это музей – памятник не только Михаил Федоровичу но и Александру Второму. Александр Второй правил чертежи, проект, вносил изменения.
Император утвердил форму входного билета. Посещение разрешалось 2 раза в неделю – понедельник и четверг с 11 до 15 час. Поэтому посетить музей могли только высшие сановники. Музей часто посещали члены императорской семьи.

11

На шпиле Ф.Ф.Рихтер планировал установить флюгер в виде прапора, но, по указанию Александра II его заменили на герб Романовых – грифона, держащего в лапах щит и меч.

12


13


Нижний этаж раскрасили гранями «под бриллиантовый руст» по традиции XVII века.

14



После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен. С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

15


16


17


Патриарх Филарет (Ф.Н. Романов). Портрет из Титулярника XVΙΙ в.

18


Сведения о заговоре  бояр Романовых  из «Нового Летописца» кон.XVΙΙ в.

19


Царь Борис Годунов XVΙΙ в.

20


Присяга  (Крестоприводная запись) царю Борису Годунову. 1598 г.

21

Фрагмент из польского дневника о деле Романовых. 2 ноября (23 октября) 1600 г.

22



«Этой ночью,- записал один из членов посольства, (польского) - его сиятельство канцлер сам слышал, а мы из нашего двора видели, как несколько сот стрельцов вышли ночью из замка (Кремля.- Р. С.) с горящими факелами, и слышали, как они открыли пальбу, что нас испугало». Польские послы наблюдали за нападением правительственных войск на подворье Романовых. «Дом, в котором жили Романовы,- продолжал автор дневника,- был подожжен; некоторых (опальных.- Р. С.) он (Бо- Р. С) убил, некоторых арестовал и забрал с собой…»
Польские послы получили не вполне точную информацию относительно судьбы Александра Романова, будто бы казненного десять дней спустя. В действительности этот боярин стал главным обвиняемым в затеянном властями «колдовском» процессе.
Слухи о близкой кончине Годунова искусственно возродили обстановку династического кризиса. Подготовляя почву для переворота, оппозиция распространяла в России и за рубежом слухи о болезненности и слабоумии наследника престола царевича Федора. Находившиеся в Москве польские послы утверждали, будто у Годунова очень много недоброжелателей среди подданных, число строгостей против них растет день от дня, но строгости не спасают положения. «Не приходится сомневаться,- писали поляки,- что в любой день там должен быть мятеж».
Становится понятным, почему в такой обстановке правительство высказало крайнюю тревогу по поводу действий Вельского и Романовых. Первый открыто добивался популярности в армии, вторые собрали в столице многочисленную вооруженную свиту. Польские послы потратили немало усилий на то, чтобы установить причины опалы Романовых. Собранная ими информация особенно интересна потому, что она исходила от московитов, симпатизировавших родне царя Федора. «Нам удалось узнать,- читаем в польском дневнике,- что нынешний великий князь (Борис-Р. С.) насильно вторгся в царство и отнял его от кровных родственников умершего великого князя Никитичей-Романовичей, Названные Никитичи-Романовичи усилились и, возможно, снова предполагали заполучить правление в свои руки, что и было справедливо, и при них было достаточно людей, но той ночью великий князь (Борис) на них напал».

23


Дневниковая запись раскрывает подлинные причины гонений на братьев царя Федора. Тяжелая и продолжительная болезнь Годунова подала Романовым надежду на то, что они вскоре смогут вновь вступить в борьбу за обладание короной. Малолетний наследник Бориса имел совсем мало шансов удержать трон после смерти отца. Новая династия не укоренилась, и у больного царя оставалось единственное средство ее спасения. Он постарался избавиться от претендентов на корону и отдал приказ о штурме романовского подворья.

Первый русский царь М.Ф.  Романов

24


Музей Палат отражает патриархальный уклад начала 17 века.

Лавка ремесленника

25



Улицы Москвы

26


Бояре

27
Начинаем осмотр Палат. Спускаемся в кирпичный подвал

28


29

Подклет
Обычно в  подвал  вело два хода - господский и для челяди.
Сейчас осматриваем малый кирпичный подвал. У  свода - древняя кладка. Светлый кирпич- реставрация середины 19 века  (Ф.Ф. Рихтер)
Есть клейменый кирпичи- 1856 г.- год основания музея.
Пол выложен  большемерным кирпичом как в 17 веке. В 16 веке  был земляной пол. В таких подвалах хранились небольшие припасы для повседневной жизни. Большие запасы хранились в амбарах, летниках на территории усадьбы. В подвале представлена посуда для хранения продуктов. Огромные деревянные ковши – разносные для хмельного питья медовухи- 2 человека переносили в трапезную. Затем разливали маленькими ковшиками. Освещался подвал лучиной, ставившей в песок. Освещался подвал лучиной, ставившей в песок. Пожаров от лучин в Москве  было много.  Медные котлы заполнялись водой для тушения пожара.
Плетеная сосуд  из корневищ дерева -  для измерения продуктов.
Долбленое корытце – для мески теста.
Видим косу, ухват, серп – как совсем недавно все это широко использовалось в России, да и, видимо, еще немало используются.

30


Кошель берестяной – осенью собирали разнообразный травы, сушили и хранили в таком кошеле, использовали для заварки. Чая тогда еще не было (17 век) Чай в то время только что завезли в Россию и использовали его только в лечебных целях..

31

32


33
34


Идем в белокаменный подвал

35

36



В белокаменном подвале- еще более древнем была, по- видимому, боярская казна.
Построен в конце 15 века – самая древняя часть палат. Строились до Романовых. Белый камень- известняк, из него строился белый Кремль.

37


38



В сундуках, видимо, и хранилась боярская казна (богатство) – денежная казна (копейка, деньга, полушка).  Представленный сундук имеет 10 запоров-замков.

39
В подвале хранилась и оружейная казна как и представленное холодное оружие  – бердыши, копья, боевой топор, а также оборонительное оружие – кольчуга. Их часто держали в сундуках.

40




41


42



43


В сундуках хранилась и посуда- медная, оловянная. Была очень дорогой, так как в то время в России не было металла – сундук на заднем плане. Посуду тоже называли казной.

44



Дорожный сундук из кипарисового дерева, обшит кожей нерпы. 17 век. Удобная форма- можно было даже катить. Кипарисовое же дерево предотвращает прониконвение в сундук всяких мошек и насекомых.
Здесь видим также седло, лук.

45


В этом сундуке хранилась вся рухлядь – все самое ценное – меха, женские украшения, ткани, шапки, сапоги - все движимое.

46


Самый древний вид огнестрельного оружия - пищаль- прообраз пушки и ружья. 16 век. Пищаль затынная – стреляли из-за тына.
Пушка. Есть надпись, где указано, что пушка отлита в 1618 году при государе Михаиле Федоровиче Романове

47
48

Подлинный выносной фонарь. Московские улицы не  освещались. Поэтому когда боярин поздно возвращался домой, то слуга  шел впереди него с таким фонарем, освещая дорогу.

49


Покидаем подвал

50

Трапезная палата.XVΙΙ века
Трапезно- растительная роспись потолка. XΙV век.

51


Император Александр ΙΙ утвердил рисунок Ф.Ф. Рихтера, внеся дополнение – внести грифон – герб рода Романовых  и номограмму МФР - Михаил Федорович Романов-, так как он родился здесь

52


53


В оконца вставлена слюда. Стекла еще не было в России – его привозили из Европы (Италия, Франция, Германия)
Первый стекольный завод в России появится в Измайлове только при Алексее Михайловиче – знаменитый Измайловский

Первое российское стекло- толстое, зеленое

54


Мебель, которую можно было увидеть в русском доме любого сословия -  стол, лавки, лавки пристенные, сундуки. В будние дни лавки покрывались простым сукном. В торжественные приемные дни – привозными турецкими коврами.
Стол накрыт как для боярского пира. Видим кресло из  бархата, в котором сидел хозяин дома.

55


Красный угол – где располагались иконы. Икон могло быть одна и целый иконостас. В красном углу сидел хозяин.

56


Стол накрыт привозным турецким ковром  XVΙΙ века.

57


На столе выставлена разнообразная посуда. В 17 веке посуду называли судами. Суды были повседневные, были суды праздничные. Видим тарелки, раньше их называли тарели. Видим также 2 солонки.

58
За столом рассаживались по знатности – более знатные – ближе к хозяину. Самый знатный- справа от хозяина. Причем рассаживались сначала справой стороны, затем – с левой.  Менее знатные, конечно, сидели на дальней стороне стола. «Чин чина почитай, а меньшой садись на край». Бояре ругались за место за столом, хвастаясь своей родовитостью.
Каждый получал свою тарель или общую тарель (на несколько человек). В сосуды  - братины - наливали медовое хмельное питье. Из него сначала питье отпивал хозяин дома,  затем  питье передавали по кругу. Этот процесс называли брататься.
Высокий сосуд  около свечи назывался кумган. В которое наливали вино, привозимое из Европы - рейнское, вестфальское.
Маленькие стаканы назывались достаканы. Большие – стопы.
На столе лежат ложки, могли лежать и ножи, но вилок не было. Ели в основном руками. Жидкую пищу ели ложками деревянными  костяными медными. Нельзя было стучать ложкой по столу. Если ели из одного блюда несколько человек,  то после того как съели пищу с ложки,  ее надо было облизать со всех сторон и после этого положить  на стол. Затем следующий раз зачерпнуть. То есть держать все время ложку в руках и черпать считалось недопустимым – так  поступают лишь обжоры..
На стол всегда ставили перечницы и солонки. Пищу при приготовлении почти не солили, она очень дорого стоила. Есть пословица «Ушел гость не солоно хлебавши». Если приходил незваный гость или нежеланный, его усаживали за стол, накрывали всем, что было. Но солонку на стол не ставили. Гость, увидев, что солонки на столе нет,  сразу понимал, что его здесь не ждут и никаких дел он решить не сможет. Поэтому он сразу  уходил  «не солоно хлебавши»

59



На столе также стояли большие и малые стопы, а также четвертина, в которую наливали заморские  напитки. Рядом с  четвертиной стоит ендова- из нее, видимо ели.

60
В 17 веке шкафы были только западноевропейской работы. А это шкаф (шкап) русской работы сделанный по европейским образцам (19 век). У него створки сделаны из слюды

61

Постовец - маленький столик, на который выставляли  горкой   ценную  из золота посуду

62
63


Рабочий кабинет

64



Стены украшены обоями из бычьей кожей (Фландрия, 17-начало 18 века). Обои украшены рисунком, имеют позолоченный фон.
Слюдяные оконца.
На столе подготовленные для письма перья. Стоят в пернице. Подготовка пера была сложной. Сначало его обезжиривали золой. Затем специальным ножичком чистили перо - перочинный ножичек отсюда. Перо не только зачищали, но и делали специальный надрез, чтобы чернила аккуратно скатывались.  Чернила готовили коричневыми из ржавчины, киселя, дубовой коры и других веществ. Затем смесь варили, отстаивали. Чтобы быстрей написанное высыхало, использовали песок (хранился в чернильнице в выдвижном ящичке)
65


Красный угол

66



67


Кожаное кресло русской работы. Кресла в Росси начали появляться в конце 16- начале 17 века. Сначала кресло было только у царя- трон. Ранее кресла привозили из Западной  Европы  (Германия)

68


Портрет Тихона Никитича Стрешнева - дальнего  родственника Петра 1. Он был первым градоначальником Москвы. Он руководил Земским приказом в конце 17 века. И когда Петр 1,  уезжая  из Москвы в Европу с Великим посольством,  оставлял руководить государством на четырех бояр, в том силе и Т.Н.Стрешнева.

69


Сундук со скошеной крышкой – подголовок. В дороге на него клали постель, подушку и ложились спать – так оберегались от  лихого человека

70

В другом  дорожном сундуке хранились документы

71





Рассыпаны московские серебряные копейки. Лежит калита- кожаный кошелек (Прозвище -Калита- мешок денег. Писчее перо (гусиное, лебяжье).

72


Изразцовая печь. Каждый изразец – какая-то сцена, действие. Сидя у печки можно читать изразцы  как книжку. Такие печки не топились. Топилась одна- две печки в подклете. По керамическим трубам теплый воздух поднимался вверх и выходил в отверстия в полу. На это место и ставили муравленые (то есть зеленые) печи. Музей большей частью так  обогревается и сейчас- только воздух нагнетается  теплвентилятором.  Изразцы очень хорошо берут тепло и долго его отдают.

73


74
Боярин вставал рано  и уже в 6 часов должен был быть в  царском дворце, где собирались все думные бояре. В 6 часов к ним выходил царь. Кто отсутствовал - наказывали. Шли в церковь. С 9 до 12 заседала боярская дума. Затем боярин  шел обедать домой.  После обеда все ложились спать –и царь, и боярин, и крестьянин. Лжедмитрий 1 не спал после обеда – поэтом был не нашим -  не русский царь.
Боярин отдыхал в кабинете или специальной комнате (комнате отдыха). Позднее ее назвали библиотекой.

75


76



77

Представлены книги как печатные, так и рукописные. Печатные книги тоже стоили очень дорого. Обложки книг делали из доски . Далее книгу обтягивали кожей. Были книги и на польском языке, и на латинском. Бояре знали и иностранные язык. Образованных людей тогда называли вежами. А необразованных – невежами.

78


79


Лавка для отдыха

80


Это была мужская половина  дома, куда женщины не приходили.Поднимаемся на 3-й этаж - женская половина. Это деревянный терем.

81


82


Патриархальный дом 17 века был устроен по домострою. В экспозиции представлен один из списков домостроя, который передают всякие наставления и правила: о мирском наставлении- о взаимоотношения мужа, жены, детей., в семье. Религиозные наставления, о духовном. О домовном  наставлении – как вести хозяйство. Хозяин дома-
государь, а хозяйка дома – государыня.На женскую половину мужчинам ходить было запрещено. Кроме хозяина
дома.

Домострой. 17 век.

83
Древне русская одежда. На гравюре запечатлены две женщины и одна девушка.  Первые две одеты в широкополую одежду, которая скрывала всю фигуру. Все волосы спрятаны. А это посадская девушка – у нее не длинная одежда- «одежда в ряд – не обобьет  пят».

84


В конце 17 века появляются сарафан и рубаха. Сарафан (персидское- сарапай)  одежда с ног до головы

85


86


Комната боярыни

87


Боярыня вела хозяйство, воспитывала детей, осуществляла присмотр за челядью

88

Боярыня вставала как и все рано- в четыре часа, день начинался с молитвы обращаясь к красному углу. Затем одевались, умывались. Приступали к трапезе.

89


В этом кресле боярыня могла отдохнуть. Это кресло русской работы. Кресло высокое. В этом кресле боярыня спрашивала выполнение уроков у слуг- задание за прошедший день. Кто не справился -мог быть и наказан. Домострой разрешает рукоприкладство не только государю, но  и государыни

90


Детские игрушки. Креслице имело колесики и перегородку - ребенок мог передвигаться на креслице, передвигая ногами.

91

Детская люлька. У боярыни были и няни.

92
На столе лежат ключи боярыни - следила за состоянием припасов, хранящихся в амбарах. Справа от ключей - зеркало. В доме его держали закрытым, считалось, что зеркало подарила человеку нечистая сила, и там она находится. Отсюда идет и современный обычай закрывать зеркало, когда человек умирает - чтобы зеркало не отсвечивало.

93


Боярыни были грамотными и вели активную жизнь, обращаясь  даже к царям. Девочек как  и мальчиков обучали грамоте с 5-6 лет. Обучали монашки- мужчины сюда не допускались.

94


95

Боярыня Евдокия Лопухина- первая жена царя Петра 1. Была воспитана в патриархальных русских традициях. Поэтому и не понимала и не принимала западных новаций  мужа.

96



Приданое невесты. Такой сундук заводили в семье,  как только рождалась девочка. С 5-6 лет девочка уже и сама начинала готовить приданое. Это показывало жениху, что умела невеста. Рукоделием занимались в
специальной  комнате.

97


Реверсная скамья

98


99


Портрет инокини Марфы Ивановны – матери царя Михаила Федоровича. первая пол. XVΙΙΙ века. ГИМ.

100


Перемещаемся в светлицу. Окна в этой комнате выходят на три стороны или даже четыре. Это, как правило, была самое светлое  и горние (верхнее) помещение. Такая комната предназначалась для рукоделия.  Эти  комнаты даже называли художественными школами такие прекрасные изделия выходили из этих стен. Стены  комнаты обиты деревом как и комната боярыни, украшена резьбой по стенам и потолку.  Справа- красный угол  Традиционные лавки вдоль стен. Обычно стояли под окнами.Одна девушка прядет пряжу, наматывая нитки на веретено, вторая
вышивает

101


Ткацкий стан. На нем ткали полотно. Полотенце- ширинка- по ширине стана.

102


Полученный холст отбеливали –  в золе или на  весеннем снеге. Из такого холста шили всем. Парадную же одежду шили из привозной  ткани

103


Боярыня и старшая дочь следили за работой мастериц.Девочки выходили замуж в 13-15 лет. И на смотринах они показывали свои изделия, свой костюм - какая она мастерица. Девочки на женской половине находились до тех пор, пока не выйдут замуж.

Мальчиков с женской половины забирали с 5-7 лет в специальное помещение,  где занимались их воспитанием, обучением, подготовкой к государевой службе.

Комната старших сыновей

104


Муравленая (зеленая) печь

105


Красный угол.

106


Сундук с книгами

107

108


109


110


До свидания, Палаты!

111


А сейчас еже немного осмотрим двор и палаты

112


113


114


115
Знаменский монастырь
116


117

118



119



120



121



122


123




124


Источники
Википедия
Экскурсия.Г.К.Шуцкая Палаты бояр Романовых в Зарядье. Часть 1,2,3.
Tags: Романовы, музей, палаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments