vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Cегодня исполняется 105 лет «подводнику №1» Александру Ивановичу Маринеско.

Cегодня  исполняется  105 лет Герою Советского Союза, «подводнику №1» Александру Ивановичу Маринеско.




Мы могли бы заняться тем, что долго и занудно рассказывали бы вам, что Александр Маринеско родился в семье румынского матроса-дезертира, с детства любил море, мечтал стать капитаном торгового флота и т.д. Пожалуй, что обо всем этом вы можете прочитать где угодно, если у вас возникнет интерес к этой потрясающей фигуре. Мы же в этой небольшой статье рассмотрим «подвиг» Александра Ивановича, а именно два его эпических фрага в январе-феврале 45-го.
                                                                                                                                                                                  .
9 января 1945 года подводная лодка Краснознаменного Балтийского Флота С-13 под командованием Александра Маринеско отправилась на встречу приключениям у берегов терпящей поражение в войне Германии. В этот момент термин «неограниченная подводная война» был актуален не только для немецких подводников из Кригсмарине. Все топили все, что видели, и особенных угрызений совести не испытывали. А тут еще с экипажем С-13 случилась пикантная история, описать которую можно следующим образом: Маринеско, имевший гигантские проблемы с дисциплиной на почве алкоголя, грубо нарушил эту самую дисциплину, покинув борт С-13 на два дня. Дело было в Новый год, казалось бы, чего не простишь людям, натворившим дел в новогоднюю ночь, но в военное время - это трибунал. Однако, Маринеско повезло. Командование КБФ решило, что капитан С-13 может искупить вину в бою. Экипаж, кстати, тоже был небезгрешен. Пока капитан отсутствовал, добрая половина подводников влезла в драку с местными жителями. Таким образом, С-13 стала чуть ли не единственной "штрафной» лодкой в РККФ. Все это заставляло Маринеско и его команду искать жертву с особенным усердием.
                                                                                                                                                                           .
Жертва обнаружилась 30 января. Пароход «Вильгельм Густлофф» шел в сторону Киля, имея на борту около 7000 человек, 5100 из которых были беженцы. Очевидно, удивлению Маринеско не было предела, когда он обнаружил, что судно двигается при полностью включенной иллюминации, не меняя скорость, так еще одним и тем же курсом, словно по линейке, короче говоря, полностью игнорируя все рекомендации к действиям в водах, где можно встретить противника. Корабль охранения, прикрывавший Густлофф, оторвался на несколько миль вперед и не представлял угрозы для подлодки. Как вы понимаете, потопить пароход было делом техники, что и было сделано: С-13 расстреляла корабль в упор, используя 3 торпеды.
                                                                                                              .
Густлоффу не потребовалось много времени, чтобы отправиться в объятия холодного Балтийского моря, прихватив с собой почти 5.5 тысяч своих пассажиров. Хотя если быть точным, то около 1800 человек погибло от переохлаждения в спасательных шлюпках. Это, кстати, больше, чем на «Титанике».
                                                                                                                                                        .
С-13, сделав запись в бортовом журнале, без особенных проблем продолжила свою вахту до 15 февраля и успела отправить на дно морское госпитальное судно «Штойбен» вместе с 3700 его обитателями.
                                                                                                                             .
Вот так выглядит самый результативный поход за всю историю советского подводного флота.
                                                                                                                                                     .
Теперь к самым интересным вопросам, которые не дают покоя исследователям сего события уже больше, чем полвека. Маринеско - военный преступник или герой?
                                                                                                                                                        .
Начнем с самых простых и очевидных вещей. «Вильгельм Густлофф» по всем законам военного времени не являлся гражданским судном, как минимум потому, что был базой подготовки немецких подводников, т.е. вспомогательным кораблем кригсмарине. Судно было вооружено, имело маскировочную окраску и шло в сопровождении военного корабля. Как вы понимаете, капитан С-13 не мог знать, что на борту находится больше 5 тысяч беженцев. К этому стоит прибавить, что даже если вдруг Маринеско догадывался о количестве гражданских на борту и отказался бы от атаки, то тогда это было бы сравни дезертирству с поля боя. Напомним, что у экипажа С-13 и так были «проблемы с законом». Так что с этой точки зрения, на наш скромный взгляд, к Александру Ивановичу претензий быть не может.
                                                                                                                                                     .
Было ли потопление Густлоффа подвигом? Очевидно, нет. Уничтожение такого корабля и при таких условиях даже не было серьезным боевым успехом по меркам флотов других участников войны. Напомним, что американцы топили японский авианосец «Синано», а немцы умудрились опозорить Владычицу морей, утопив линкор Royal Oak аж на базе британского флота в Скапа-Флоу. Но советские подводники не совершали ничего подобного по тоннажу (25000 брт) в принципе.
                                                                                                                                               .
Показательно то, что Маринеско не был удостоен звания Героя Советского Союза при жизни. Оставляя за скобками негативную репутацию Александра Ивановича, это говорит о том, что чего-то выдающегося в потоплении Густлоффа командование КБФ не увидело. Отметим тот факт, что даже более сложной оказалась операция по уничтожению «Штойбена», которую тот же Маринеско осуществил уже в феврале 45-го.
Подводя определенные итоги, хочется, чтобы акценты были расставлены правильно. Война есть война. Немцы топили все без разбора, мы делали тоже самое. И это касается не только событий на море. Гибель почти 6 тысяч гражданских лиц на «Вильгельме Густлоффе» и «Штойбене» - это, безусловно, трагедия, но обвинять в ней только одного Маринеско - дело недальновидное и бессмысленное.

Источник Отель "У погибшего историка"
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments