vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Как спастись с погибшей подлодки




Повреждённая немецкая подлодка лежала на дне. От поверхности её отделяло 75 метров воды. Казалось бы, у выживших нет никаких шансов на спасение. Но случилось чудо — одному из немцев удалось выйти из лодки и подняться на поверхность.


 
Бойня в Ла-Манше


Шестого июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд», совершив  «прыжок» через Ла-Манш. Успех высадки в Нормандии сильно зависел от безопасности снабжения задействованных в операции частей, которое шло широким потоком через пролив во Францию.

В Германии это прекрасно понимали. Поэтому к Ла-Маншу были срочно направлены крупные силы подлодок: 36 субмарин вышли из Франции и ещё 11 направились туда из Норвегии.

Но союзники подготовили тёплую встречу«серым волкам» Карла Дёница (главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии). Сотни кораблей и самолётов устроили на них охоту. Море кипело от взрывов глубинных бомб.

В этой адской бойне свой конец на дне нашли полтора десятка немецких субмарин. Одной из них стала«семёрка» U-767 оберлейтенанта цур зее Вальтера Данклеффа.

Первый поход


U-767 была новой подлодкой, вступившей в строй кригсмарине в сентябре 1943 года. После окончания испытаний её отправили в Норвегию, откуда 22 мая 1944 года она вышла в свой первый поход.

 


Вальтер Данклефф на церемонии вступления U-767 в кригсмарине

Данклефф получил приказ выйти в Атлантику и действовать против конвоев к югу от Исландии.«Семёрка» медленно шла на позицию, поднимаясь на поверхность только ночью, а днём двигалась под водой, используя шнорхель.

Шестого июня U-767 уже приближалась к заданному району. Но вдруг из штаба подводных сил пришло сообщение: срочно изменить курс и на полной скорости следовать к западному входу в Ла-Манш.

Вряд ли подводников это обрадовало. Действия в таком узком и неглубоком районе, да ещё и наполненном противолодочными силами противника, крайне опасны для подлодки. Но Данклефф приказ выполнил. Спустя неделю его субмарина подошла к проливу и доложила о прибытии. Штаб отправил U-767 координаты её позиции в Ла-Манше, и лодка начала действовать.

 



U-767 и её экипаж


От победы к гибели


Сначала субмарине сопутствовал успех. Пятнадцатого июня её обнаружила группа английских противолодочных кораблей, но Данклефф сумел атаковать первым.

Немецкая торпеда попала в нос британскому фрегату«Морн». Сдетонировал носовой орудийный погреб, и корабль исчез в облаке взрыва. Практически весь экипаж«Морна» погиб.

Несмотря на организованный союзниками поиск, U-767 смогла ускользнуть от возмездия. Но ненадолго.

Спустя трое суток подлодку обнаружила 14-я группа поддержки в составе пяти английских эсминцев. После установления контакта гидролокатором  «британец» дал залп из бомбомёта  «Хеджхог», накрыв«семёрку».




Бомбомёт   «Хеджхог»


«Хеджхог» был эффективным оружием в борьбе с субмаринами. Он выстреливал 24 небольших контактных бомбы, которые взрывались, только когда попадали в корпус лодки или в морское дно. Редкой  «стальной акуле» удавалось пережить несколько попаданий таких бомб.

U-767 также не стала исключением из правил.

Поражённая субмарина опустилась на дно на глубину 75 метров. Но в её отсеках ещё находились выжившие немцы.

Цепляясь за воздух


От бомб пострадала носовая часть субмарины. Но перед взрывами водонепроницаемые двери в центральном посту были закрыты. Благодаря этому дизельный и моторный отсеки не были затоплены сразу. В них оставалось в живых 18 человек.
"Что делают подводники в такой ситуации? Они поют".

Как бы странно это ни выглядело, но там, на глубине, в тот момент звучала песня. Потому что она сплачивает выживших и помогает избавиться от паники.




Место затопления U-767

Отойдя от шока, люди стали искать выход из создавшегося положения. Покинуть подлодку можно было через палубный люк, в который загружали стальные сигары для кормового торпедного аппарата. Двое подводников смогли его отдраить, но открыть не смогли — мешало наружное давление воды.

А тем временем отсек постепенно затоплялся. Вода поднималась все выше, вытесняя воздух. Большинство подводников не успели надеть аппараты для дыхания. Многие захлебнулись.

Подъём с глубины


Моторист Вальтер Шмитенкноп был одним из последних, кто ещё держался, хватая губами воздух у потолка. Когда он взглянул на люк, то заметил, что сквозь него проникает вода. Значит, с затоплением отсека давление выровнялось и люк можно открыть!




Вальтер Шмитенкноп

Шмитенкноп быстро надел дыхательный аппарат и распахнул люк.
"Воздух вытолкнул его из лодки, как пробку из шампанского,
и немец всплыл на поверхность"
.

Интересно, что Шмитенкноп не получил баротравмы лёгких и не пострадал от кессонки. Но лодка не отпустила его без травм. В момент прохода через люк пострадали кисти его рук.

Своё спасение моторист принял за чудо. А вскоре произошло ещё одно — на эсминце заметили немца и подняли его на борт. Теперь у Вальтера не оставалось сомнений, что его жизнь была в руках бога. Он пообещал себе принять сан, когда война закончится.

Подводник пробыл в плену до 1947 года, после чего его репатриировали в Германию. Спустя четыре года Шмитенкноп эмигрировал в Канаду.
 




Через некоторое время он принял баптизм и в итоге стал пастором в своей общине. Так бывший подводник сдержал обещание, данное им в водах Ла-Манша в 1944 году.

Владимир Нагирняк
источник

Tags: Вторая Мировая война, Европа, война, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments