vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Бардак или героизм: дирижабль против подлодки


Схватка дирижабля и подлодки — что может быть необычнее? Такой бой произошёл во Флоридском проливе летом 1943 года. Вот уже 75 лет существует только одна его версия — героическая. Воздушный корабль погиб, защищая торговые суда. Но так ли это было на самом деле?


Поздним вечером 18 июля 1943 года дирижабль ВМС США К-74 патрулировал район у северного побережья Кубы. В 23:25 он установил радарный контакт с неизвестным объектом. Командир корабля, лейтенант Нельсон Гриллс, решил выяснить, с кем имеет дело.


Ночь была лунная, море спокойное. В 23:35 американцы заметили на поверхности немецкую подлодку. Это была «семёрка» U-134 капитан-лейтенанта Ганса-Гюнтера Бросина.

К-74 описал два оборота вокруг неё, выверяя курс для атаки. И на третьем круге наконец напал, открыв огонь из пулемёта. Только вот сбросить глубинные бомбы воздушный корабль не смог.

Между дирижаблем и подлодкой завязалась короткая перестрелка,
которая окончилась не в пользу янки.

В 23:53 К-74 рухнул в море.

Немцам тоже чуток досталось. Американцы продырявили из пулемёта две балластные цистерны лодки.

Убедившись, что дирижабль уничтожен, U-134 скрылась. А экипаж воздушного корабля провёл ночь в воде. 19 июля воздухоплавателей спасли. Во время боя никто не погиб, но уже в воде одним из пилотов «поужинала» акула.

А был ли мальчик?


По инструкции, если дирижабль замечал всплывшую подлодку, он должен был держаться вне зоны обстрела, наблюдать и постоянно докладывать. Согласно «героической» версии, Гриллс нарушил устав, действуя из благих побуждений. Якобы это была жертва во спасение торговых судов неподалёку.
Но был ли мальчик?

В реальности оказалось, что ни о каких «торгашах» экипаж Гриллса не докладывал. Обнаружив U-134, янки поняли: немцы их не заметили. Это был подарок судьбы. К-74 мог спокойно пройти над лодкой и сбросить на неё глубинные бомбы. Грех не воспользоваться такой возможностью — и Гриллс не удержался. Ведь победителей не судят.


U-134 во время нападения на неё американской летающей лодки «Маринер» 8 июля 1943 года у Бермудских островов


Но дьявол в мелочах.

В момент, когда дирижабль находился в идеальной для атаки позиции, воздухоплаватели неправильно активировали систему сброса бомб. Смертоносный груз не упал по назначению. Противник уцелел, а его зенитки наказали наглецов.

Но почему тогда заговорили о торговых судах?

Бардак в эфире


Дирижабли с авиабазы Ричмонда (штат Флорида) делали важное дело. Они патрулировали воды Флоридского пролива и сообщали обо всём подозрительном. Но своего кода у них не было. Сообщения отправлялись открытым текстом.

Командир эскадрильи ZP-21 не захотел с этим мириться. Он придумал особый код и доложил об этом в штаб командующего силами охраны Мексиканского залива.

Авиабаза Ричмонд. Во время войны самая крупная база дирижаблей ВМС США. Имела три ангара, в каждом из которых могло разместиться девять дирижаблей. Была базой для эскадрильи ZP-21, в чей состав входил К-74 лейтенанта Нельсона Гриллса


Штаб заявку принял и ответил:
«Ждите, а пока действуйте по утверждённым правилам».


Комэска это не устроило. Плюнув на штабных бюрократов, он своей властью ввёл код в оборот, оповестив радистов дирижаблей. Таким образом, о «новых правилах» знали только внутри подразделения. Это чуть было не привело к печальным последствиям для экипажа К74.

Во-первых, когда дирижабль Гриллса заметил U-134, в эфир полетели координаты. Вот только передали их с ошибкой.

Во-вторых, когда началась стрельба, радист К-74 отправил сигнал «нахожусь под обстрелом», согласно введённому комэском коду. Шестнадцать раз. Но из-за атмосферных помех авиабаза Ричмонда его не слышала. Другие радиостанции сигнал приняли. И предсказуемо ничего не смогли разобрать. Это был внутренний, ещё не утверждённый код эскадрильи ZP-21, неизвестный более никому.

Но Гриллсу повезло. Его крик о помощи принял дирижабль К-32, патрулировавший соседний район. Он ретранслировал сообщение в Ричмонд. Там сразу поняли, что К-74 гибнет.


Дирижабль ВМС США патрулирует морской район у берегов Бразилии


Благодаря начавшейся спасательной операции воздухоплавателей нашли.


Казнить нельзя, помиловать


Выслушав доклад Гриллса и его людей, комэск понял, что запахло жареным. Победителей не судили бы, но горе побеждённым. Экипаж грубо нарушил инструкции. Погубил дирижабль, подлодку не уничтожил. За самодеятельность с кодом, да ещё и вышедшую боком, тоже по головке не погладят.

Врать начальству нехорошо. Поэтому командир ZP-21 доложил наверх правду, но в «правильном» варианте, вылепив из Гриллса и его людей героев, спасших неизвестные торговые суда.

В своём отчёте комэск отметил:
«Лейтенант Гриллс заслуживает поощрения за смелую атаку под вражеским огнём, исполненную в лучших традициях военно-морского флота. Благодаря ей был предотвращён возможный ущерб от действий конкретной субмарины в данном районе».


Бюрократы в штабе командующего силами охраны Мексиканского залива дураками не были. Получив отчёт, они поняли, что за гибель дирижабля спросят и с них. Поэтому версию о героизме Гриллса поняли и одобрили.


Гондола дирижабля типа «К». В ней размещалось 10-11 человек экипажа. Очевидно, что во время боя К-74 c U-134, немецкие зенитчики изначально вели огонь по оболочке дирижабля, а не по гондоле. Иначе жертв в экипаже К-74 было бы куда больше


22 июля 1943 года «Мексиканский залив» отправил шифровку главнокомандующему ВМС США адмиралу Эрнесту Джозефу Кингу с докладом о бое К-74 с немецкой подлодкой. Рапорт завершался словами:

«Продолжая атаку под огнём, лейтенант Гриллс следовал флотским традициям».

Такая трактовка дала ожидаемый результат. Бывшего командира К-74 пожурили за потерю корабля, но наградили «Пурпурным сердцем». Из лузера он превратился в героя.

Причём совершенно незаслуженно. Лодку Гриллс потопить не сумел, несмотря на идеальные условия для атаки. Врагу нанёс минимальный ущерб. Координаты передал неверно. Потерял свой воздушный корабль и одного члена экипажа.

Тем не менее, ему удалось войти в историю командиром дирижабля, впервые давшим бой подлодке.

А что же случилось дальше с U-134?


Американская авиация обнаружила субмарину лишь спустя сутки. Самолёт «Вентура», пилотируемый Джоном Лоуренсом, атаковал её, сбросив три глубинные бомбы. От близких взрывов на лодке повредилась аккумуляторная батарея.

Бросину удалось починиться в море. Но из-за нехватки топлива он был вынужден взять курс на базу.

Впрочем, туда U-134 не дошла.

27 августа 1943 года U-134 потопил британский фрегат «Ротер» в Бискайском заливе.


Владимир Нагирняк

источник

Tags: Вторая мировая война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments