vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Врагу не сдается наш гордый "Варяг": судьба корабля-героя






Судьба корабля сродни судьбе человека. В биографии одних — лишь постройка, размеренная служба и списание. На долю других выпадают рискованные походы, разрушительные шторма, жаркие бои, участие в важных событиях. Первых человеческая память безжалостно затирает, превознося вторых, как свидетелей и активных участников исторического процесса. Одним из таких кораблей, без сомнения, является крейсер "Варяг". Имя этого корабля хорошо знакомо, пожалуй, каждому жителю нашей страны. Однако широкой публике известна, в лучшем случае, одна из страниц его биографии – бой в заливе Чемульпо.



Непродолжительная служба этого корабля совпала по времени с роковыми военными событиями, социальными и политическими переменами, охватившими мир и Россию в начале ХХ века. История русского крейсера "Варяг" уникальна. Она началась в США, продолжилась в Корее и Японии, а завершилась в Шотландии. По палубам "Варяга" ходили американские и английские рабочие, русские моряки, русский царь, японские кадеты, революционные матросы…

П.Т. Мальцев. Крейсер Варяг. 1955 г.
П.Т. Мальцев. Крейсер Варяг. 1955 г.. Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Начиная с 1868 года, Россия постоянно держала на Тихом океане небольшой отряд боевых кораблей. Силы Балтийского флота базировались здесь в портах Японии на ротационной основе. В 1880-х годах началось укрепление позиций Японии, сопровождаемое ростом численности ее населения, усилением ее военной мощи и военно-политических амбиций. В 1896 году в Главном Морском штабе был подготовлен особый доклад о необходимости безотлагательного увеличения морских сил России на Дальнем Востоке и оборудования там своих баз.

Ошибки при строительстве


В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя "Варяг" в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

Крейсер "Варяг" на судоверфи Крампа. США
Крейсер "Варяг" на судоверфи Крампа. США. Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

далее здесь

Tags: флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments