vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Золотые дирижабли и атомные плотины: несбывшаяся советская Арктика



Дирижабли с грузом золота, авианесущие полярные танки, ледоколы на реактивной тяге, атомные бомбы для прокладки трасс… Думаете, чья-то безумная фантазия? Нет, это абсолютно реальные проекты, всерьёз предлагавшиеся в СССР для покорения Арктики.


Ледокол-танк Покровского, 1937 год


В начале 30-х годов Советский Союз обратил пристальное внимание на освоение Арктики. «Детонатором» такого внезапного интереса послужил захват Японией Маньчжурии. Теперь Япония в случае весьма вероятной войны с СССР могла легко и непринуждённо перерезать Транссибирскую магистраль и отсечь весь советский Дальний Восток.

Кроме того, СССР требовалась валюта на развитие промышленности — и много. А быстро получить её можно было лишь с поистине безбрежных просторов европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, включая арктические области от Кольского полуострова до Чукотки. Но земли эти были холодными и малодоступными.

Поэтому сначала Арктику предстояло сделать более гостеприимной для человека.


Но традиционные методы освоения заняли бы десятки лет,
поэтому нужно было придумать что-то крайне необычное.

Тридцатые годы двадцатого века как раз и были весьма необычным временем. Эпохой, когда биографии учёных казались увлекательнее приключенческого романа, кадровые военные писали боевую фантастику, а фантасты разрабатывали реальную технику. Причём изобретатели работали во всех сферах: «на земле, в небесах и на море», как пелось в знаменитой песне тех лет.

Дирижабли и танки


Начнём с небес.

Исключительно перспективными выглядели дирижабли, в теории способные меньше, чем за трое суток долететь от Ленинграда до китайского Харбина. На полном серьёзе шла разработка воздушного флота, который перевозил бы золото, платину, пушнину и драгоценные камни. Над советской Арктикой летал немецкий «Граф Цеппелин» — крупнейший дирижабль мира. Итальянский энтузиаст дирижаблей Нобиле предлагал СССР свои аппараты.

«Граф Цеппелин» и проект дирижабля-электростанции

На создание армады из 59 дирижаблей хотели выделить почти полмиллиарда (468 миллионов) рублей… Беломорканал обошёлся в восемь раз дешевле. А на 100 миллионов рублей тогда можно было построить тысячу магистральных трёхмоторных самолётов АНТ9.

Однако в реальности первый советский дирижабль «Московский химик-резинщик» обстреляли бдительные часовые военного завода, заставив приземлиться. А после катастрофы, произошедшей в феврале 1938 года с самым крупным в СССР дирижаблем В-6, недолгий век воздушных гигантов подошёл к концу. Проект электролёта 1943 года — с передачей тока от наземных станций на приёмные вибраторы — не осуществили до сих пор.

На море же ледоколы предлагалось оснастить гусеницами (влезаем на лёд и давим его сверху), шнеками, гидромониторами, размывающими лёд, а после войны — десятком реактивных двигателей.

Для суши (точнее, льда), профессор Георгий Покровский с 1936 года рисовал проекты дизельных «полярных танков» на гусеницах весом от 10 до 1000 тонн. Причём исполинский вариант по задумке Покровского оснащался катапультой для самолётов, лодками, аэросанями и небольшим танком-амфибией на палубе. Кстати, Покровский десятки лет иллюстрировал такие же фантастические проекты в журнале «Техника — молодёжи».



Арктический танк-амфибия. Рисунок Г. Покровского. «Техника-молодежи», 1936, №10


В 1938 году группа инженеров-изобретателей предложила проект ледовой магистрали Москва-Архангельск-Комсомольск-на-Амуре. В ледяных тоннелях обтекаемые цельнометаллические вагоны на полозьях должны были разгоняться до скорости в 500 км/ч — паровыми турбинами на жидком водороде и кислороде при мощности моторов в 5000 «лошадей».



Мирный советский атом


Уже в июне 1946 года действительный член Географического общества АН СССР Пекарский предложил проложить трассу от Новой Земли на Аляску: «Самолёт, гружёный атомными бомбами, пролетает вдоль трассы и разбивает лёд». Интересно, что на тот момент собственно груз (или «изделие», как назовут атомную бомбу чуть позже) подобного самолёта в СССР ещё отсутствовал.


Несколько десятков мегатонн — и готово


В 1954 году, в статье всё того же Покровского бригада советских рабочих «между 6.00 и 6.06 по местному времени» строит в Сибири плотину объёмом в десять кубических километров, фактически — рукотворный горный хребет. Каким образом? Подрывом «системы из семидесяти атомных зарядов и пяти особо сильных водородных зарядов».

Профессор, ставший к тому времени генерал-майором инженерно-технической службы, хорошо разбирался во взрывах и перспективной технике. Конечно, о радиации тогда уже знали, но учитывали её затухание и считали, что к «январю следующего года плотина станет доступной для людей».

В 1975 году Покровский отводил на возведение плотины в Беринговом проливе уже две секунды; ведь технический прогресс не стоял на месте. Причём большую часть радиоактивных осадков похоронили бы внутри плотины.



Самоходную атомную электростанцию ТЭС-3 на гусеничных шасси даже успели воплотить в металле

Всё это лишь малая часть «арктических» проектов СССР. Если хотите узнать о них больше, возьмите подшивку «Техники — молодёжи», откройте тогдашнюю фантастику (например, «Изгнание владыки» Адамова или современные исследования: «900 часов в воздухе» Белокрыса и «Арктику за гранью фантастики» Филина).

Увы, большинство всех этих невероятных идей в итоге так и остались лишь на страницах фантастических книг и журналов. Романтикам нашего века остаётся только печально вздыхать, рассматривая иллюстрации и представляя, как бы всё это выглядело сейчас.
@

Tags: Арктика, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments