vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Гость из будущего. Невидим и крайне опасен


Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию?


Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть — грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов. Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов.

Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»?

Стелс? Рельсотрон? Linux?

Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте.

Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс».







Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов — благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями.




Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например — «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле.

14,5 тысяч тонн — размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн)

В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру.

Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера — это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности?




Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности — в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги.

Артиллерия

Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» — первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов. В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1'') автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок — 920 снарядов.

Возрождение морской артиллерии — прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн).

Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой:

— всепогодное применение;
— быстрая реакция на вызовы — уже через пару минут указанное место сровняют с землей;
— неуязвимость для систем ПВО противника;
— отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) — как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели;
— гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» — при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам.

При том, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам.

Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром — автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»). В отличие от традиционных скорострельных «Фаланксов», SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км.

Радары

Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли — в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы — концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.






В отличие от существующих Иджис-эсминцев, «Замволт» полностью лишился зональной системы ПВО/ПРО, но взамен приобрел выдающиеся способности для контроля водной поверхности (в пределах радиогоризонта) и воздушного пространства на средних и коротких дистанциях (менее 100 км).

Сантиметровый радар SPY-3 обладает уникальной «зоркостью» при слежении за горизонтом (откуда в любую секунду может появиться низколетящая ПКР). Среди других возможностей:

— управление зенитным огнем (программирование автопилотов ЗУР, одновременная подсветка десятков воздушных целей);
— автоматическая детекция плавающих мин и перископов подводных лодок;
— контрабатарейная борьба и СУО артиллерийским огнем эсминцам (отслеживание траекторий выпущенных снарядов);
— функции навигационного радара;
— возможность работы в режиме станции РЭБ.



Прототип AN/SPY-3 проходит испытания на борту старого эсминца "Пол Ф. Фостер"

Впрочем, есть одна загвоздка — подобные системы (многофункциональные РЛС с АФАР) уже лет десять стоят на вооружении практически всех флотов стран НАТО. За исключением ВМС США! Единственное, на что надеются «отсталые» янки — их SPY-3 будет самым мощным и совершенным среди всех существующих европейских и японских аналогов.

Инновации

Утверждается, что «Замволт» будет и самым бесшумным среди всех боевых надводных кораблей. Система подвода пузырьков воздуха к подводной части корпуса, винты в кольцевых насадках-фенестронах и полное электродвижение. Шумовой фон «Замволта» будет соответствовать атомной подлодке типа «Лос-Анджелес».

Пришел черед сказать несколько слов о ГЭУ суперэсминца. Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы — после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей.

Электроходы широко известны в гражданском судостроении (первый дизель-электроход «Вандал» был построен в России в 1903 году), но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» — второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion — FEP).

Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам,

Еще одна инновация — периферийные пусковые установки для ракет PVLS Mk.57. Двадцать 4-зарядных модулей для запуска зенитных, противолодочных и тактических крылатых ракет, размещенные вдоль бортов эсминца и отделенные от остальных отсеков 12 мм стальной перегородкой. Основная идея — локализация повреждений эсминца при случайном взрыве ракеты в ячейке.

Вот только неясно — сможет ли лист толщиной 12 мм выдержать взрыв 340-кг БЧ «Томагавка»? А размещение УВП вдоль борта наоборот подставляет их под огонь противника. В высшей степени странное решение.







Среди других полезных инноваций — огромная посадочная площадка в кормовой части эсминца, обеспечивающая проведение взлетно-посадочных операций для двух вертолетов одновременно.

Отлично выглядит идея с радикальным сокращением экипажа корабля. Штатный экипаж «Замволта» состоит из менее чем 150 моряков! — вместо 300-400 у других крейсеров и эсминцев. Результат был достигнут не столько глобальной автоматизацией эсминца, сколько существенным повышением межремонтного ресурса всех агрегатов и систем. Теперь всё техническое обслуживание будет проводиться только в базе, по завершении похода.

Впервые за всю историю флота, немалое внимание было уделено автоматизации процессов погрузки боекомплекта, продовольствия и расходных материалов во время нахождения в базе.

Эпилог

Мощный и современный корабль, который на момент своего вступления в строй, несомненно, будет лучшим эсминцем в мире. Постройка корабля такого уровня — это символ научно-технического превосходства. Совместный подвиг кораблестроителей, электронщиков, специалистов по ракетной технике и артиллерийским вооружениям — многочисленных научных коллективов целой страны, которая открыто заявляет о своём статусе сверхдержавы.

Здесь есть о чем говорить, и есть чем гордиться.

Казалось бы, американцам, с их колоссальным опытом в кораблестроении, практически неограниченным военным бюджетом и при наличии лучших мозгов и разработок со всего света было почти нереально допустить ошибку и построить красивый, но с абсурдный военной точки зрения и совершенно неэффективный корабль.

Однако, в случае с «Замволтом» есть основания утверждать, что такая попытка все же была сделана. Пентагон не смог четко сформулировать требования к перспективному эсминцу XXI века (проект DD-21). Основным трендом при создании «Замволта» было стремление к абсолютному идеалу. Самый крутой эсминец в мире, остальное — не важно. В результате сложность и стоимость проекта превысили все разумные пределы. Программа строительства серии из 32-х многофункциональных эсминцев полностью провалилась.





DDG-1000 Zumwalt был спущен на воду совсем недавно – 29 октября 2013 года.

Главный козырь Замволт DDG1000 – использование технологий «стелс». Чтобы сделать корабль малозаметным, разработчики решили придать его корпусу уникальную форму. Замволт выглядит так, будто сошел со страниц книг писателей-фантастов.  Чтобы сделать его еще менее заметным, в конструкции использованы новейшие композитные материалы.

Эсминец Замволт получился довольно большим – он превосходит другие корабли своего класса. Водоизмещение Замволта больше 14000 т. Длина – 183 м, ширина – больше 24 м. Однако за счет высокой автоматизации экипаж составляет всего 148 человек. Две газотурбинные установки Rolls-Royce MT30 позволяют развивать максимальную скорость – 55 км/ч.

Эсминец Замволт назван в честь адмирала ВМС США Элмо Зумвалта, одного из самых известных реформаторов в истории американского флота. Во второй половине XX века Зумвалт сделал все возможное, чтобы жизнь американских моряков стала легче. Адмирал известен также своим активным участием во Вьетнамской кампании.



источник

Tags: армия, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments