vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

От боевых сфер для Красной армии до советского лунохода.




Первые шарообразные боевые машины появились в Российской империи ещё в годы Первой мировой. Наиболее известным стал проект «Обой» И.Ф. Семчишина, датированный 1915 годом. Шарообразные боевые машины предлагались и в межвоенный период, но настоящий расцвет изобретательства по данной тематике имел место в годы Великой Отечественной войны. До наших дней дошло не менее шести десятков проектов, некоторые из них отличались достаточно детальной проработкой.


Ашхабадский эксперимент


Изобретательству по линии шаротанков активно способствовала научно-популярная литература, в которой периодически публиковали материалы из зарубежных журналов. Среди подобных публикаций попадались и заметки, посвящённые шарообразным боевым машинам. Всерьёз эти машины советскими военными не воспринимались, но у шаротанков нашлись поклонники. Как и в случае с зарубежными разработками, в подавляющем большинстве случаев дело не шло дальше эскизных проектов и моделей. Тем не менее архивы зафиксировали минимум один случай, когда советский шаротанк всё же построили.


​Первое упоминание шаротанка, разработанного в АшÑабаде. Ðто не только единственный проект, доведённый до стадии натурного образца, но и единственный рассматривавшийся на столь высоком уровне. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Первое упоминание шаротанка, разработанного в Ашхабаде. Это не только единственный проект, доведённый до стадии натурного образца, но и единственный рассматривавшийся на столь высоком уровне.



История данной разработки началась в первых числах сентября 1941 года. В адрес наркома внутренних дел Л.П. Берии пришло весьма необычное письмо из Ашхабада. В нём народный комиссар Туркменской ССР Давыдовский сообщал о том, что группа из четырёх научных работников Туркменского филиала Академии наук разработала проект шарообразного танка. Помимо расчётов, была продемонстрирована и деревянная модель. Копию письма, согласно письменному распоряжению Берии, отправили в адрес начальника ГАБТУ КА Федоренко. Спустя несколько дней последовала резолюция: выслать туда же и материалы о шаротанке.


Идею научных работников Туркменского филиала Академии наук поддержали на местном уровне. Была создана проектная группа при тепловозном депо Ашхабадской железной дороги, которая занялась изготовлением рабочей документации.

Машина, разработанная туркменскими физиками и инженерами, представляла собой «классический» шаротанк-интроцикл. В качестве силовой установки использовался двигатель от грузового автомобиля ЗИС-5, устанавливаемый вместе со штатной коробкой передач.  Для улучшения сцепления с грунтом на рабочую поверхность колёсного движителя были установлены грунтозацепы. Водитель располагался слева от силовой установки. О том, как предполагалось установить вооружение, история умалчивает, поскольку на опытном образце оружия не предусматривалось. Судя по переписке, не было на танке и приборов наблюдения.

​Размещение агрегатов внутри машины. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Размещение агрегатов внутри машины.


Работы по постройке опытного образца шарообразной боевой машины начались в 1942 году. В результате на свет появился едва ли не единственный образец, который можно в полной мере назвать шаротанком. Первый опытный образец не мог ни поворачивать, ни тормозить — его задачей было продемонстрировать саму возможность такой машины двигаться. . Диаметр туркменского шаротанка составил 3 м, а снаряжённая масса достигла 13 т. Из них 7 т приходилось на балласт, благодаря которому внутренние агрегаты машины оставались в горизонтальном положении. На испытаниях машина развила максимальную скорость 10 км/ч. Увы, ни акта испытаний, ни даже фотографий данной машины не сохранилось, зато это единственный из реально построенных аппаратов, по которому точно известно, кто его построил.

​Размещение двигателя. Под ним размещался основной балласт, который обеспечивал машине устойчивость. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Размещение двигателя. Под ним размещался основной балласт, который обеспечивал машине устойчивость.


Как следует из переписки, предварительные испытания прошли успешно. Их задачей было выяснить, насколько жизнеспособной является данная конструкция. Именно поэтому на первом образце отсутствовали и тормоза, и возможность поворачивать.  Дальнейшие работы приостановили из-за отсутствия финансирования.


Работы по шаротанку в той или иной степени шли вплоть до 1944 года. Во многом это было связано с тем, что Рылеев, один из авторов машины, к тому моменту занял должность заместителя начальника Ашхабадской железной дороги. Он неоднократно высылал письма в ГБТУ КА и НКПС, но всё было безрезультатно. Тем не менее даже в ВАММ отметили данную работу, признав труд создателей шаротанка:

«В заключении стоит отметить, что группа конструкторов и мастеров при выполнении данного образца шаротанка, не имея специальной танковой подготовки, проявила большую изобретательность и находчивость в решении целого ряда сложных технических вопросов. Поэтому целесообразно некоторых из этих сотрудников направить в танковую промышленность для работы над проблемами танкостроения на базе имеющегося мирового опыта в этой области».


Схемой, наиболее популярной среди «изобретателей» шаротанков, являлся интроцикл. Помимо того, что именно такие машины обычно появлялись на страницах научно-популярных изданий, подобная схема сулила массу преимуществ. Одной из главных причин, почему люди самых разных профессий и разного уровня образования брались за подобные конструкции, — это снижение уязвимости боевой машины. Шарообразная форма способствует рикошетированию пуль и снарядов, а также на подобных аппаратах отсутствует гусеница, которая, по мнению подавляющего большинства авторов, была крайне уязвимым элементом. Кроме того, интроцикл казался наиболее простым с точки зрения изготовления. Наконец, значительная часть проектов предполагала обеспечение машине плавучести.

​Общие виды шаротанка, разработанного Н.П. Новиковым и Б.В. Смирновым. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Общие виды шаротанка, разработанного Н.П. Новиковым и Б.В. Смирновым.



Шаротанк конструкции Новикова и Смирнова представлял собой аппарат, образованный из двух полусфер радиусом 1500 мм каждая. Таким образом, диаметр составлял те же 3 м, что и у машины, разработанной в Ашхабаде. Полусферы жёстко соединялись друг с другом стяжками, закреплёнными в кольцах жесткости. Вершины полусфер образовывали люки для входа и выхода из машины. В левой полусфере спереди находился люк механика-водителя.

 К полусферам на специальных кронштейнах с резиновыми амортизаторами крепились топливные баки. Для того чтобы шаротанк не опрокинулся, по бокам предполагались дополнительные колёсики.



​ИсÑодя из разрезов, экипаж машины составлял 6 человек. Как они помещались в сфере диаметром 3 м, остаётся загадкой. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Исходя из разрезов, экипаж машины составлял 6 человек. Как они помещались в сфере диаметром 3 м, остаётся загадкой.


Существенным отличием проекта Новикова и Смирнова было то, что с самого начала разработчики закладывали машине высокую подвижность. Приводить в движение конструкцию должен был V-образный 12-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 200 л.с. при 1800 об/мин. Воздух для охлаждения должен был поступать через жалюзи, предусмотренные в левой полусфере. По расчётам авторов, шаротанк должен был развивать скорость до 71 км/ч по полю и до 160 км/ч по шоссе, а также преодолевать брод глубиной 0,9 м. Кроме того, боевая машина должна была плавать, погружаясь в воду на четверть своего объёма. Чтобы не усложнять конструкцию, на плаву шаротанк приводился в движение подвесным лодочным мотором. Герметичность должна была достигаться кольцевыми клапанами, изготовленными из резины и меди.


​Реконструкция внешнего вида шаротанка Н.П. Новикова и Б.В. Смирнова за авторством В. Лисютина. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Реконструкция внешнего вида шаротанка Н.П. Новикова и Б.В. Смирнова за авторством В. Лисютина.


Ещё одним отличием стало то, что данный проект предполагал наличие вооружения. По бортам корпуса предполагалась разместить шаровые установки, в которых устанавливались 45-мм пушки, спаренные с пулемётами ДТ. При этом боекомплект должен был составить 90 патронов калибра 45 мм, а также 20 000 патронов к ДТ. Дополнительное вооружение в виде курсовых пулемётов ДТ предполагалось размещать в установках, которые предусматривались спереди и сзади машины.  Авторы составили детальные расчёты машины и даже продумывали, как их выпускать, но в ГАБТУ КА их оптимизма не разделили. Проект сферической боевой машины рассмотрели, подготовили критическое заключение, на этом всё и закончилось.

​БыстроÑодный прыгающий танк-амфибия, предложенный в сентябре 1941 года И.О. Швалёвым и Н.Г. Щербуком. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Быстроходный прыгающий танк-амфибия, предложенный в сентябре 1941 года И.О. Швалёвым и Н.Г. Щербуком.


Форма сферы была единственной в проектах боевых интроциклов. Некоторое разнообразие внёс американский изобретатель Анхель Гарсия Гутиеррес, чей проект интроцикла-амфибии неоднократно мелькал в зарубежных научно-популярных журналах. Эти заметки перепечатывали в советской литературе, причём с пометками, что машину якобы построили. Это стало пищей для размышлений у некоторых инженеров, которые предложили своё видение шаротанка Гутиерреса. Самым продуманным из них стал «Быстроходный прыгающий танк-амфибия», разработанный в сентябре 1941 года инженерами И.О. Швалёвым и Н.Г. Щербуком, трудившимися на заводе №381 НКАП в Москве. Оба изобретателя не скрывали, что образцом для подражания для них послужила зарубежная разработка: они приводили её как пример аналогичной машины, построенной за рубежом.


​Внутреннее устройство машины. Двигатель и топливный бак играли роль балласта. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Внутреннее устройство машины. Двигатель и топливный бак играли роль балласта.


​Так авторы боевой машины-амфибии представляли себе преодоление препятствий. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Так авторы боевой машины-амфибии представляли себе преодоление препятствий.


Согласно расчётам, боевая масса интроцикла составляла около 4 т. В качестве силовой установки авторы предлагали использовать авиационный двигатель. Мощность его не указывали, зато расчёты показывали поистине фантастическую скорость — 375 км/ч. Скорость должна была стать одним из видов оружия, применяемого на «Быстроходном прыгающем танке-амфибии». Танк оборудовался специальным «крылом» с рулём высоты, благодаря которому мог совершать прыжки высотой до 7 м. В некотором смысле авторы довели концепцию «летящего» танка БТ до апогея. Крыло было нужно не только для прыжков: его кромки выполнялись в виде фрезы, находившейся на высоте 1,5 м. По замыслу авторов, такой аппарат мог врываться в скопление живой силы противника, неся смерть и увечья. Предполагалось и обычное вооружение: спереди и сзади устанавливалось по 2 пулемёта, а в носовой части находились 2 малокалиберные автоматические авиационные пушки. Как следовало из названия, машина могла ещё и плавать, погружаясь в воду на 1,5-2 м.


​Реконструкция внешнего вида боевого интроцикла Швалёва и Щербука за авторством В. Лисютина. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Реконструкция внешнего вида боевого интроцикла Швалёва и Щербука за авторством В. Лисютина.


Проект боевой машины Швалёва и Щербука был хорошо проработан с точки зрения эскизов и расчётов. Поначалу это послужило основанием для выдачи им авторского свидетельства. Правда, счастье длилось недолго, поскольку в ГАБТУ КА отношение к данной разработке было крайне отрицательным. В заключении говорилось, что авторы путают массу с весом, а сам аппарат отличается низкой устойчивостью. При прыжке имелся очень высокий риск того, что машина начнёт кувыркаться вокруг своей оси. Кроме того, при прыжке на высоту 7 м последствия приземления были бы крайне плачевными для экипажа. Финал истории оказался предсказуем. 26 июля 1943 года Бюро изобретений НКО проинформировало Швалёва и Щербука о том, что в выдаче авторского свидетельства им отказано, полностью повторив выводы отдела изобретений ГАБТУ КА. Разумеется, строить машину не стали.


​Истребитель танков Гальперина, 1942 год. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Истребитель танков Гальперина, 1942 год.


Ещё более оригинальной машиной оказался «истребитель танков СИГ», датированный декабрём 1942 года. Его автором стал инженер С.И. Гальперин, трудившийся в отделе главного технолога на заводе №235 (город Воткинск, Удмуртия). На этом заводе проектировались и выпускались противотанковые пушки, что сильно повлияло на концепцию машины. Неслучайно Гальперин предлагал не просто шаротанк, а истребитель танков. В данном случае трёхметровой сферы просто не могло быть, поскольку для истребителя танков важным параметром является низкий силуэт.

​В отличие от большинства шаротанков, СИГ был небольшой машиной, что важно для истребителя танков. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
В отличие от большинства шаротанков, СИГ был небольшой машиной, что важно для истребителя танков.


Конструктивно «истребитель танков СИГ» представлял собой развитие конструкции интроцикла. Габариты и масса машины оказались куда скромнее ранее описанных образцов. При массе 2,5 т его длина вместе с орудием составляла 2400 мм, ширина — 1500 мм, а высота — 1760 мм. При этом автор предполагал вполне достаточную для того времени защиту. Толщина лобовой брони составляла 40 мм, бортов — 20 мм, а днища — 16 мм.



Истребитель танков Гальперина должен был обладать высокой подвижностью. Согласно проекту, двигатель развивал мощность 200 л.с., то есть удельная мощность составляла более чем внушительные 80 л.с. на тонну. При этом Гальперин оказался весьма скромен с точки зрения скоростных данных машины. Максимальная скорость, по его мнению, составляла 120 км/ч, а оперативная — 75 км/ч. Высокая подвижность являлась одним из важных пунктов боевого применения машины. Согласно идее Гальперина, истребители танков находились в укрытии в стороне от танкоопасного направления. При подходе вражеских танков колонна машин СИГ обходила их с фланга, заходила в тыл и открывала огонь.


​Таким образом автор СИГ представлял себе боевое применение машины. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Таким образом автор СИГ представлял себе боевое применение машины.


​Реконструкция внешнего вида СИГ за авторством В. Лисютина. Реконструкция сделана с учётом Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ€ÑƒÐ´Ð¸Ð¹ с коническим стволом, которые разрабатывались артиллерийскими КБ. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Реконструкция внешнего вида СИГ за авторством В. Лисютина. Реконструкция сделана с учётом реальных орудий с коническим стволом, которые разрабатывались артиллерийскими КБ.


Как и другие машины, выполненные по принципу интроцикла, проект Гальперина имел целый ряд неустранимых недостатков. Кроме типичных проблем интроциклов, имелись другие. Водителю машины приходилось исполнять роль сразу всех членов экипажа машины, которая несла внушительный набор вооружения. Об одновременной стрельбе из пушки и пулемёта не могло быть и речи. Проблематичной была и наводка пушки на цель.

​Шаротанк Беноволенского, март 1942 года. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Шаротанк Беноволенского, март 1942 года.


Одним из главных недостатков боевых интроциклов являлось то, что они обладали крайне малым сектором обстрела орудий. Попыткой решить эту проблему стал шаротанк, который в марте 1942 года предложил С. Беноволенский из города Канаш (Чувашия). В данном случае речь шла о классическом проекте шаротанка. Даже диаметр машины был тот же, что и у остальных, — 3 м.


​Общая конструкция машины ничем не отличалась от классического шаротанка-моноцикла. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Общая конструкция машины ничем не отличалась от классического шаротанка-моноцикла.


Общая конструкция шаротанка Беноволенского представляла собой обычную машину данного типа. Это была идеальная сфера, рабочая поверхность которой покрывалась шипами, выполнявшими роль грунтозацепов. Внутри корпуса размещалась платформа, на которой находилось место экипажа, двигатель, а также движитель. Сам того не подозревая, Беноволенский во многом повторил в своей конструкции самый первый шаротанк, запатентованный ещё в 1917 году.

​Изюминкой машины было наличие казематов, в ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ‰Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ вооружение. Ðто существенно увеличивало манёвренность огня, особенно в передней плоскости. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Изюминкой машины было наличие казематов, в которых размещалось вооружение. Это существенно увеличивало манёвренность огня, особенно в передней плоскости.

Управление внутренним колесом не отличалось высокой эффективностью. Ещё более серьёзной проблемой было преодоление крутых подъёмов и спусков. В отличие от интроцикла, у которого сцепление намного выше, сферические конструкции наподобие шаротанка Беноволенского не отличаются способностью к длительныем подъёмам. Кроме того, последствия того, что произойдёт с экипажем машины, в случае если её заклинит на крутом спуске, нетрудно представить. По вышеуказанным причинам конструкцию Беноволенского забраковали.

Шарообразные гиганты

Как правило, изобретатели шаротанков предлагали сравнительно небольшие машины.. Между тем встречались и настоящие гиганты. Например, крайне интересный аппарат предложил в конце января 1944 года В. Вьюнов из Полтавы. Изобретённая им боевая машина называлась просто и незатейливо «Танк-шар». К сожалению, никаких полноценных эскизов не было представлено, но и того, что предлагал автор, вполне достаточно. Диаметр внешней оболочки оценивался в 10-15 м — это был самый большой из шаротанков, предлагавшихся во время войны. Кроме того, машина была беспилотной: автор планировал управлять ею с самолётов по радио.


​Танк-шар конструкции В. Вьюнова — самый крупный из Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚Ð¾Ð². - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Танк-шар конструкции В. Вьюнова — самый крупный из подобных проектов.


Менее концептуальной оказалась разработка И.Н. Чусовитина, датированная апрелем 1941 года. Боевая машина, предлагавшаяся Чусовитиным, по своему принципу несколько отличалась от ей подобных. Она имела сферическую форму, но при этом боковые грани были скошены, а на их месте автор разместил спонсоны, где находилось вооружение.


​Шаротанк Чусовитина. Ð“Ð°Ð±Ð°Ñ€Ð¸Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€ не привёл, но если судить по орудиям, то машина была немаленькой. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Шаротанк Чусовитина. Габаритных данных автор не привёл, но если судить по орудиям, то машина была немаленькой.



​Внутреннее устройство шаротанка Чусовитина. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Внутреннее устройство шаротанка Чусовитина.


На этом Чусовитин не остановился. 11 февраля 1942 года он прислал своё изобретение повторно. На сей раз изобретатель находился в статусе конструктора центральной лаборатории авиационного моторостроительного завода №19 им. И.В. Сталина (город Молотов, ныне — Пермь). В целом концепция шаротанка не изменилась — другое дело, что к вопросу предлагаемого аппарата Чусовитин подошёл куда более основательно.

Для отработки идеи изобретатель создал действующую модель машины.


​Единственная фотография советского шаротанка (точнее, его модели). - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Единственная фотография советского шаротанка (точнее, его модели).


История ещё одного гигантского шаротанка началась в марте 1942 года. 11 марта на адрес председателя ГКО И.В. Сталина пришло письмо от заключённого Л.П. Мокроусова, на тот момент находившегося в городе Молотов. Согласно прилагавшейся автобиографии, автор предложения работал в Харькове главным инженером на заводе «Красная Звезда», а затем в той же должности на заводе «Красный Свет». Работая, одновременно он учился в Харьковском машиностроительном институте на факультете холодной обработки металлов, который окончил в 1934 году, получив диплом и звание инженера-механика по холодной обработке металлов. Позже он работал главным инженером в «Укрглавтабаке», а далее был осуждён по статье 97 УК СССР. Что же касается его изобретения, названное «Противотанком», то его он начал проектировать летом 1941 года.


​Проект «Противотанка» — самый тяжёлый и защищённый шаротанк классического типа. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Проект «Противотанка» — самый тяжёлый и защищённый шаротанк классического типа.


Первое письмо с изложением изобретения осталось без внимания, поскольку содержало лишь общие фразы. В мае 1942 года, находясь уже в Нижнем Тагиле, Мокроусов повторно написал в отдел изобретений. На сей раз автор представил пояснительную записку, а главное, эскизы машины. Детальная спецификация машины впечатляет. Согласно описанию, диаметр «Противотанка» составлял 10 м, а боевая масса достигала 500 т — это самый тяжёлый из шаротанков, который предлагался во время войны.

«Противотанк» отличался продвинутой конструкцией ходовой части, чем-то напоминая немецкий сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus. Как и у детища Фердинанда Порше, машина имела электромеханическую трансмиссию. Оснащался «Противотанк» двигателем мощностью 2000 л.с., который, по расчётам, развивал максимальную скорость 90 км/ч.


​Реконструкция внешнего вида «Противотанка» за авторством В. Лисютина. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
Реконструкция внешнего вида «Противотанка» за авторством В. Лисютина.


С точки зрения общей конструкции «Противотанк» относился к классическим шаротанкам. Внутри оболочки находилась платформа, на которой располагалось отделение управления, а также элементы силовой установки. В бортах имелись большие люки, через которые в «Противотанк» могли заезжать танки десанта.

При столь большой массе он должен был сминать вражеские боевые машины. Судя по описанию, толщина брони могла достигать порядка 200-250 мм. В качестве вооружения выступали два орудия калибра «свыше 155 мм», два орудия «нормального» калибра, а также восемь обычных и два зенитных пулемёта. Одним словом, более чем внушительная машина.

Правда, до реализации «Противотанка» в металле, в отличие от Pz.Kpfw.Maus, дело не дошло. В отделе изобретений отметили стремление Мокроусова к разработке чего-либо, способного помочь в разгроме врага, но ничего положительного о его конструкции сказать не смогли. Согласно заключению, отправленному автору «Противотанка» 14 августа 1942 года, предлагаемая конструкция имела чрезмерные размеры и массу, что влекло за собой чрезмерное давление на грунт и низкую проходимость. К тому же выпуск таких танков требовал переделки железных дорог и других путей сообщений, куда они не вписывались из-за массы и размеров. Всё это означало одно — отказ в реализации предложения.




​«Противотанк» в сравнении с Pz.Kpfw.Maus. - Боевые сферы для Красной армии | Warspot.ru
«Противотанк» в сравнении с Pz.Kpfw.Maus.

В заключение повествования о шаротанках-интроциклах стоит отметить одну интересную деталь. Похожие по концепции машины оставили свой след в советской лунной программе. Программа разработки советского лунохода изначально называлась «Шар», и не просто так: корпус аппарата изначально был полусферическим. Кроме того, прорабатывался аппарат АЭЛИТА, который и вовсе являлся классическим шаротанком. Одним словом, мысли об идеальной сфере и далее продолжали одолевать авторов похожих машин.

источник

Tags: армия, вооружение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments