Рождественский бульвар в Москве - это был пятисотметровый крутой береговой склон, который шел вниз, к реке Неглинной. Он был названии по имени Богородице-Рождественского женского монастыря, построенного в конце 14 века на месте нынешней Трубной площади на взгорье реки Неглинной. Обустройство обители началось со средств, которые собрали жены воинов, погибших в битве на Куликовом поле. Нынешней каменной стеной с башенками монастырь обнесли уже в 17 веке.
Сретенские ворота. Вид от Рождественского монастыря 1995.
Конец Рождественского бульвара и храм Успения в Печатниках.
В конце XVI века в Москве был сооружён третий оборонительный пояс (помимо кремлёвских и китайгородских стен) – стены Белого города. Работы велись по проекту знаменитого русского зодчего Фёдора Коня.
За два столетия крепостные стены обветшали и стали разрушаться, предприимчивые москвичи потихонечку растаскивали их на стройматериалы. В 1764 году последовал указ Екатерины II о разборе стен Белого города. А несколько лет спустя было принято решение на месте снесённых белгородских стен разбить бульвары.
Эти бульвары сгорели в пожаре 1812 года. И были устроены заново уже в 1820-е годы.
Бульвар, расположенный между Трубной площадью и Сретенскими воротами получил название Рождественский по женскому Богородице-Рождественскому монастырю (Рождественка, влад. 20), расположенному на углу бульвара и улицы Рождественка.
Знаменитая картина «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») В. Г. Перова написана как раз на Рождественском бульваре. Фоном для неё служат стена и угловая башня Рождественского монастыря.

"Тройка". Ученики мастеровые везут воду 1866. Автор:Василий Григорьевич Перов. Источник:Государственная Третьяковская галерея
Подле Рождественского бульвара расположена ещё одна древняя московская обитель - Сретенский монастырь (Ул. Большая Лубянка, д. 19).
Но, несмотря на наличие здесь монастырей, близость к злачной Грачёвке (нынешняя Трубная улица) накладывала своеобразный отпечаток на всю окружающую местность. Вот как описывает Рождественский бульвар второй половины XIX века известный писатель Н. Д. Телешов: «Как один из московских контрастов, тут же, на горке, за каменной оградой, расположился большой женский монастырь с окнами из келий на бульвар, кишевший по вечерам вёселыми девами разных категорий - и в нарядных, крикливых шляпках с перьями и в скромных платочках.
А рядом с монастырем, стена в стену, стоял дом с гостиницей для тех же встреч и свиданий, что и в «Эрмитаже». Благодаря ближайшему соседству гостиницу эту в шутку называли «Святые номера».
…К вечеру [Трубная] площадь начинала пустеть… а по бульвару начинали разгуливать нарядные «барышни» в шляпках с перьями и вызывающе взглядывать на встречных мужчин... «Святые номера» постепенно наполнялись своей публикой, а в соседнем девичьем монастыре начинали гудеть колокола, призывая благочестивых ко всенощной».
Впрочем, в начале ХХ века все дома терпимости в Сретенской части были закрыты и «моральный облик» бульвара изменился в лучшую сторону.
В торце бульвара, возле Сретенских ворот, расположена одна из сохранившихся «стасовских» гостиниц, возведённая в самом начале XIX столетия в соответствии с указом императора Павла I. В последующем здание, построенное по проекту архитектора В. П. Стасова, неоднократно перестраивалось, но всё же уцелело.
В самом начале Рождественского бульвара ещё в 1990-е годы началось строительство «культурно-развлекательного центра», прозванного в народе «навозным жуком». В настоящее время площадь уже возведённого, но недостроенного здания составляет 3388 кв. м вместо предполагаемых изначально 590 кв. м. И это происходит на Рождественском бульваре, являющимся частью объекта культурного наследия, памятника садово-паркового искусства «Бульварное кольцо», где в соответствии с Законом г. Москвы «О памятниках истории и культуры» запрещено капитальное строительство.

Вид с колокольни Рождественского монастыря на Цветной и Рождественский бульвары и Трубную площадь 1870 – 1879. Панорама из двух снимков.

Вид Рождественского и Петровского бульваров 1820 – 1829. Репродукция из здания: Гуляницкий Н.Ф. (Ред.). Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX веков. Серия Русское градостроительное искусство. 1998.
В 2012 году на аллее бульвара напротив дома № 12 был установлен памятник - поклонный крест преподобной Евфросинии (в миру великой княгини Московской Евдокии Дмитриевны).

Рожденственский бульвар 1968. Справа трамвай А, который с 1967 по 1971 г. ходил до Трубной площади, башня вдали в центре - башня гостиницы "Пекин". Трамвай идет по Рождественскому.
Это, кстати, не первый монумент Рождественского бульвара. В далёком 1918 году в самом начале бульвара у Трубной площади был установлен памятник Т. Шевченко работы скульптора С. М. Волнухина. Но простоял он, к сожалению, очень недолго. Через два года было принято решение заменить постамент. Памятник временно перевезли в мастерскую скульптора, но тот вскоре умер. И дальнейшая судьба монумента неизвестна.

Рождественский бульвар 1982

Рождественский бульвар 1930 – 1940 "Вновь построенный дом на Рождественском бульваре".

Рождественский бульвар 1980 – 1990
shchipok· Комментируемый фрагмент·14 сентября 2010.Ушедшая Москва. Теперь там (ниже монастыря) новодел.

Вдоль бульвара 1974 – 1975

Рождественский бульвар 1975 – 1979 Источник:Набор открыток "Бульварное кольцо Москвы", изд. "Изобразительное исскусство", Москва, 1979
Аллеи бульвара поднимаются на Рождественскую гору — бывший берег речки Неглинки. Подъем довольно крут, таких в Москве осталось немного.
Устроен бульвар в 1820-х годах и назван по соседствующему монастырю Рождества Богородицы. Длина бульвара 478 метров. Сам бульвар довольно непритязателен, особых красот в нем нет: в отличие от площади он тенист, что объясняется небольшой его шириной и высокими деревьями.
Стена монастыря, выходящая на бульвар, запечатлена на известной картине В. Г. Перова «Тройка».

Рождественский бульвар 1959

Рождественский бульвар вечером 2000

Рождественский бульвар 1994 – 1996
Кадр из художественного фильма "Железный занавес". Режиссер Савва Кулиш, Сценарист Савва Кулиш, Операторы Владимир Климов, Андрей Ренков, Роскомкино, Фонд Ролана Быкова при участии "Мавр", "CST-Art", 1994-1996, премьера - июль 1995 (кино), 13 июня 1996 (ТВ).

Под стенами Рождественской обители 1994 – 1996
Кадр из художественного фильма "Железный занавес". Режиссер Савва Кулиш, Сценарист Савва Кулиш, Операторы Владимир Климов, Андрей Ренков, Роскомкино, Фонд Ролана Быкова при участии "Мавр", "CST-Art", 1994-1996, премьера - июль 1995 (кино), 13 июня 1996 (ТВ).

Под стенами Рождественской обители 1994 – 1996
Кадр из художественного фильма "Железный занавес". Режиссер Савва Кулиш, Сценарист Савва Кулиш, Операторы Владимир Климов, Андрей Ренков, Роскомкино, Фонд Ролана Быкова при участии "Мавр", "CST-Art", 1994-1996, премьера - июль 1995 (кино), 13 июня 1996 (ТВ).

Под стенами Рождественской обители 1994 – 1996
Кадр из художественного фильма "Железный занавес". Режиссер Савва Кулиш, Сценарист Савва Кулиш, Операторы Владимир Климов, Андрей Ренков, Роскомкино, Фонд Ролана Быкова при участии "Мавр", "CST-Art", 1994-1996, премьера - июль 1995 (кино), 13 июня 1996 (ТВ).

Под стенами Рождественской обители 1994 – 1996
Кадр из художественного фильма "Железный занавес". Режиссер Савва Кулиш, Сценарист Савва Кулиш, Операторы Владимир Климов, Андрей Ренков, Роскомкино, Фонд Ролана Быкова при участии "Мавр", "CST-Art", 1994-1996, премьера - июль 1995 (кино), 13 июня 1996 (ТВ).

Рождественский монастырь. Улица Жданова 1975 – 1979
Автор:Леонид Корсаков. Источник:Набор открыток "Бульварное кольцо Москвы", изд. "Изобразительное исскусство", Москва, 1979

Рождественский бульвар 1994

Рождественский бульвар 1988

Рождественский бульвар 1980 – 1990

Рождественский бульвар. 1972. Ни одной урны. В то время с бульваров урны на зиму убирали причем даже годов до 90-х. И чистота!

Рождественский бульвар. 1987

Рождественский бульвар, 1986
Чугунная ограда бульвара, ажурный рисунок ветвей деревьев, тихие ампирные особняки ......ох, красота! (Istorik)

Рождественский бульвар в сторону Цветного.1988
Бывшая усадьба Лагофита. В 1982 г. была реставрация, т. к. второй этаж был полностью деревянным, включая колонны, портики, всё стало разваливаться. Первый этаж не разрушили, а разобрали. Теперь здания каменные, но полностью повторяют первоначальный проект.

Рождественский бульвар 1940 – 1947

Угол Рождественского бульвара и Малого Кисельного переулка 1979 – 1985

На Рождественском бульваре. 2016. © Big Nick
Интересная архитектура. Одно окно явно главное. Прекрасное здание, красиво смотрится. Теперь банк в уютном городском особняке, построенном в 1913-ом и реконструированном в 2006 году. Особняк принадлежал известным московским банкирам - братьям Джамгаровым, чей банковский дом был одним из крупнейших в дореволюционной России. И теперь в этом особняке устроили отделение банка.

Вид с Рождественского бульвара на Рождественский монастырь в Москве. Дата съемки: 1 октября 1985 - 1 ноября 1994. Источник Фотографии пользователей russiainphoto.ru Архив Владимира Александровича Карлова Место съемки г. Москва. Рождественский бул., д. 20/8 с7

Рождественский бульвар, 17 стр. 1, 1977 – 1979
Какими же основательными всегда казались эти дома эпохи "модерна"!

Рождественский бул.17.стр.1. 1975 – 1979 …вот она, Москва настоящая (Istorik)

Рождественский бульвар дом № 17. 1988

Эркер доходного дома Бебутовой на Рождественском бульваре 1985 – 1988

Рождественский бульвар, 9 1980 – 1995

Рождественский бульвар дом № 9 1988

Рождественский бульвар дом 10/7 1974 – 1979
Kir· Комментируемый фрагмент·26 февраля 2014. Вот эта насыпь у стены монастыря(внизу справа) спасла мою маму и меня, годовалого, когда мы возвращались из поликлиники и попали в давку, связанную с похоронами Сталина.

Рождественский бульвар дом 10/7 1974

Рождественский бульвар, 12. 1970 – 1979

Рождественский бульвар дом 12. 1979 – 1985

Рождественский бульвар. Дом Фонвизиных 1975 – 1979 Дом №12.
Владение № 12 в 1794 году принадлежало княгине А. Голицыной, от которой перешло к дворянам Фонвизиным, родственникам великого комедиографа. Здесь, у братьев Михаила и Ивана Фонвизиных, находился московский центр декабристского движения. В 1821 году в доме собрался съезд «Союза благоденствия». После восстания на Сенатской площади здесь были арестованы Михаил Фонвизин и живший у него декабрист Василий Норов.
В мае 1869 года владение покупает жена крупного железнодорожного предпринимателя Надежда фон Мекк. В 1878 году дворец осматривает в отсутствие владелицы П. И. Чайковский, состоявший с ней в долголетней переписке

Рождественский бульвар, 13. 1965 – 1975

Рождественский бульвар, апрель 1980-го.

Рождественский бульвар. Два дома с колоннами 1975 – 1979. Дом №13.
Источник:Набор открыток "Бульварное кольцо Москвы", изд. "Изобразительное исскусство", Москва, 1979
Под № 13 по Рождественскому бульвару числятся два почти одинаковых дома-близнеца с четырехколонными портиками, построенные в 1820-годах. Такие весьма посредственные образцы упрощенного ампира нередко появлялись при массовой застройке города после пожара 1812 года. Существовал альбом фасадов, из которого заказчик выбирал наиболее подходящий для себя вариант, что было, разумеется, дешевле.

Рождественский бульвар, 14. 1961

Рождественский бульвар, 15 1931 (Дом 15 по Рождественскому бульвару, где родился Д.И.Фонвизин)

Рождественский бульвар, 16. 1970 – 1980

Рождественский бульвар, 16 1970 – 1979
Дом № 16 строение 1 включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения «Городская усадьба А.П. Карамышевой – Доходное владение К.Е. Ценкер, конец XVIII – 2-я половина XIX вв., архитектор Б.Ф. Фрейнденберг: – Главный дом, 1787—1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б.В. Фрейнденберг; – Жилой флигель, 1787—1793 гг., 1852 г.».
В этом доме в 1933-43 гг. жил писатель Демьян Бедный.

Рождественский бульвар, 16 стр. 2 1977 – 1979
Дом № 16 строение 2 — Дом жилой (1864, архитектор И. С. Каминский).

Собор Сретенского монастыря. 1679 г. 1928

Дворик у Сретенского монастыря 1890 – 1899

Сретенские ворота. Бывший храм Успения в Печатниках 1975 – 1979. Источник:Набор открыток "Бульварное кольцо Москвы", изд. "Изобразительное исскусство", Москва, 1979
Угол Сретенки с 1695 года украшает здание храма Успения в Печатниках (№ 27). Квартал этот назывался Печатники, так как в XVII веке здесь были поселены русские мастера книгопечатного дела. Перестройки в течение двух с лишним веков во многом лишили здание прелести его первоначального облика. Кстати, по преданию, именно здесь произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой его известной картины «Неравный брак».
http://moskowall.ru/index/rozhdestvenskij_bulvar/0-161
@