vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Генерал, который почти успел на войну. М26 «Першинг» и советский ИС-2.

M26 «Першинг» (англ. M26 Pershing) - американский средний танк 1944-1969 годов. Назван в честь генерала Джона Першинга, возглавлявшего американский экспедиционный корпус во время Первой мировой войны. С февраля 1945 года танки «Першинг» принимали участие во Второй мировой войне; в 1950-1951 годах участвовали в Корейской войне. По лендлизу не поставлялись - РККА и своих танков уже хватало с запасом.


Когда смотришь на нашего героя вблизи, создается впечатление, что эта машина явно не американская. Этот танк больше похож на те, что громили врага в рядах РККА. Именно поэтому посетители выставок и музеев часто удивляются табличке, на которой написаны данные этого танка.

Американский тяжелый (средний) танк М-26 «Першинг» - первый американский танк, который действительно можно назвать полноценным танком.

Увы, но амбиции американцев как великих инженеров и конструкторов привели к тому, что понимание самой сути танка пришло к ним довольно поздно. Все прежние  машины обладали весьма посредственными боевыми качествами.

Даже М4, при всех его достоинствах, на поле боя выглядел мишенью для немецких танкистов и артиллеристов из-за его высоты. Сделать танк ниже американцы не могли. Чисто по конструктивным особенностям.


Но вернемся к "Першингу". Он ничего вам не напоминает? А поставьте рядом советский ИС-2 и американский М-26. Теперь как? И чем это можно объяснить?








Объяснение такой похожести танков есть. Во-первых, американцы поняли, что без использования открытий, сделанных другими танкостроительными школами, создать полноценный, а главное эффективный танк невозможно. И во-вторых,  уже в середине войны американцы задумались о том, как противостоять мощи Советской Армии при разделе Европы после войны.

Кто-то скажет, что авторы "загнули". США просто хотели иметь хороший тяжелый танк и всё. Может быть. Документов, доказывающих обратное, у нас нет. Есть только анализ прошедших событий. И объяснение некоторых действий нашего командования в 1945 году.

В частности, решения маршала Жукова об участии новейших тяжелых танков ИС-3 в параде Победы в Германии. Мощь "Иосифов Сталиных" третьей серии фактически уничтожила "Першингов" как систему, способную реально выигрывать танковые бои и как-то влиять на ход боевых действий.


М26 "Першинг" создавался официально для борьбы с немецкими танками "Тигр", "Пантера" и САУ "Фердинанд". Кстати, парадокс, но именно "Фердинанд" для "Першингов" так и остался неуязвимой машиной. "Першинги" не могли пробивать его броню. Но так как «Фердинандов» было выпущено раз-два и обчелся.

Тем более что американский танк появился уже в самом конце войны. Фактически в феврале 1945 года, когда все уже было решено. И тогда возникает вопрос — а кто станет противником этой машины после разгрома Германии? Увы, но учитывая любовь наших союзников к СССР и лично к Сталину, противником станет лучший советский средний танк Т-34-85.

И опять простая логика. Любая школа танкостроения имеет свои наработки, которые и отличают её от других. Советская школа создала хороший средний танк и достаточно эффективный тяжелый танк категории «против всех». Тот самый ИС-2. Может в этом кроется ещё одно объяснение американского копирования именно советской машины?

Кстати, советские и американские машины вскоре действительно встретились на поле боя. Именно как противники. Это произошло уже на другой войне. И советскими машинами управляли не русские солдаты и офицеры. Это произошло в Корее. Во время корейской войны. По американским данным тогда М26 потеряли в боях с Т-34-85 шесть машин, но сами уничтожили двадцать девять советских-корейских танков. Корейская сторона говорит об 11 уничтоженных американских и 17 потерянных своих.

Насколько можно доверять цифрам, мы не знаем. Знаем только то, что в этих боях встретились машины разных поколений.


Теперь немного об истории создания этой машины. Прежде всего о названии. Имя "Першинг" присвоено машине в честь единственного на тот момент генерала армии США, командира экспедиционного корпуса во время Первой мировой войны, Джона Першинга, который имел персональное воинское звание " General of the Armies of the United States". То есть генерал армии Соединенных Штатов.

Итак, началом истории "Першинга" следует считать 25 мая 1942 года. Именно в этот день были утверждены требования к новому, перспективному, танку. Если отбросить многочисленные не особо важные требования, новый танк должен быть меньше по высоте,  иметь более мощное бронирование.


Первой фирмой, которая должна была создать новый танк, стала "Дженерал Моторс". Именно она получила в мае 1942 года заказ на создание прототипа нового танка (Т20). Однако, в сентябре 1942 года к разработке новой машины подключили ещё две фирмы — "Крайслер" (Т22) и "Дженерал Электрик" (Т23). Компании должны были представить на испытания по две машины.

Первой новую машину изготовила "Дженерал Электрик". Первый Т23 вышел на полигон уже в январе 1943 года. Второй через два месяца — в марте. В мае 1943 года на испытания прибыл первый Т20  "Дженерал Моторс" . В июне 1943 года начались испытания и Т22 фирмы "Крайслер".
Вооружение и состав экипажа всех машин были аналогичным. Использовались 76-мм пушки. Сохранился и традиционный 12,7-мм зенитный пулемет. Экипаж 5 человек.

Дальше, опять же обычный для американцев, детектив.

Самой тяжелой машиной из представленных на испытания был Т23 — 32,9 тонны. Против 31,4 тонны у Т22 и 29,8 тонны у Т20. Однако на ходовых испытаниях "тяжелый" Т23 показал не только великолепную маневренность, но и скорость 56 км/ч! Т20 "разогнали" до 48 км, а Т22 вообще только до 40.



Вроде бы всё. Военное ведомство заказывает 250 новых танков. "Дженерал Электрик" начинает серийный выпуск и... приезжают танкисты из Северной Африки. Там, в Тунисе, танкисты увидели мощь немецких "Тигров". Пушки, которые устанавливали на новые машины, были бессильны против лба этих "хищников". Танкисты отказались от новых танков.

Но американцы предусмотрели требования... американцев. Уже в первом заказе был предусмотрен выпуск машин с пушкой калибром 90-мм (позже стандартизирована как М3). Причем, конструкторы предусмотрели и другое, правда, пока не выдвинутое танкистами требование — увеличить бронирование машин по лобовой части. Прототипы даже получили обозначения — Т25 и Т26.

Отличие от первоначального варианта было не только в орудии. Менялась башня. Она была увеличена у обоих танков. Но для Т26 увеличивалась ещё и лобовая броня. С уже имеющихся 76 мм до 102 мм. Но все эти изменения вели к увеличению общей массы машины. Т25 был уже 36,7 тонн, а Т26 перевалил за 40-40, 5 тонн.



И опять возмутились танкисты. Нам не нужен этот тяжеловес. Как он сможет заменить "Шермана" при такой массе? Аргументы типа танка-"антитигра" отметались напрочь. С "Тиграми" должны драться противотанкисты. Армия требует танк прорыва, своего «Тигра»!

Единственное место, откуда можно было бы убрать лишний вес, оказалось трансмиссией. Все другие возможности, вроде вооружения, бронирования и прочего, вели бы к дискредитации самой идеи "противотигра".

После долгих раздумий было решено заменить электомеханику на гидромеханическую автоматическую трансмиссию "Торк Матик". Так появились два других прототипа Т25Е1 и Т26Е1. Правда, всего две машины. Выпускались они опять на заводе концерна "Дженерал мотор" в Гранд Бланке (штат Мичиган). Вес машин существенно уменьшился. Т25Е1 до 31,8 тонн, а Т26Е1 до 36,9 тонн.

Дальше опять испытания. Теперь военных не устроила подвеска. Для тяжелой машины пружинная подвеска явно не подходила. В конечном итоге, появилась торсионная подвеска. Такое решение не только упростило изготовление и эксплуатацию подвески, но и позволило решить ещё одну проблему тяжелых танков.

Шермановские гусеницы, шириной 483 мм, просто усаживали машину на брюхо при любом более или менее серьёзном дожде или в снегу. Советские машины, к примеру (о котором американцы были осведомлены), имели гораздо более широкие гусеницы. Новые торсионы позволили увеличить ширину опорных катков до приемлемых для тяжелого танка. Таким образом, именно на Т26Е1 впервые были поставлены 610-мм гусеницы. "Двадцать пятые" сохранили 483-мм гусеницы.


В ходе последующих испытаний оказалось, что новая подвеска Т26Е1 гораздо надежнее старой, "облегченной" Т25Е1. Но окончательно "убили" "двадцать пятый" сведения с Нормандии. Т25Е1 практически перестал быть интересной для армии машиной.



Башню увеличили для противовеса более тяжелого орудия. Толщина брони маски Т99Е1 увеличена до 114 мм.


Читая мемуары американских генералов того времени, создается устойчивое мнение, что военные изначально не хотели эту машину. "Тормозили" везде, где только можно. Причем часто причины были, по нашему мнению, надуманы. Хотя понять их можно. "Шерманы" хоть и устарели, и не справлялись с немецкими машинами, но были вполне успешными именно как пехотные танки.

Как бы то ни было, фактически машина была готова уже весной 1944 года. Однако на вооружение её не принимали. Но опять "виноваты немцы". Немецкие танки громили "Шерманы" в хвост и гриву.

Машину официально приняли на вооружение под индексом М26. И начали готовить к отправке на европейский ТВД. Вроде бы, больше препятствий нет. Но опять противостояние с военными... Теперь по поводу классификации машины. Короче говоря, танк опять стал средним. И в начале 1945 года первые машины отправлены в Европу.

А теперь самая интересная для нас часть. Опять щупать, дергать и биться головой о всякие выступы машины.




Отделение управления. Танк имеет кроме основного механика-водителя в своем составе помощника мехвода. Именно поэтому отделение управления двухместное. Слева механик-водитель, справа помощник. Между ними установлен вентилятор "Ротоклон"(в крыше корпуса).


Обзор поля боя для механика-водителя и его помощника обеспечивают поворотные перископы М5. Причем, на первых моделях танка их было по два на каждого. В крышке люка и в корпусе. На более поздних моделях перископ из корпуса убрали. Кстати, возникает вопрос о необходимости такого широкого обзора для помощника. Зачем?




Ответ прост. Кроме основной функции, помощник был ещё и стрелком курсового пулемета. А пулемет был установлен так, что прицельного приспособления он не имел.




Фактически, стрелок стрелял прицеливаясь через перископ. Поэтому, в боекомплект пулемета входили только трассирующие пули.

Важна и ещё одна деталь. Оба места в отделении управления имели идентичные органы управления танком. Даже приборная доска была установлена не перед мехводом, а посередине отделения, под вентилятором. Так что пользоваться её могли оба механика-водителя.





Учтено даже желание "подземных жителей" иногда "видеть солнце". Сиденья обоих механиков были сконструированы так, чтобы в походном положении механик мог вести машину высунувшись из корпуса.

Боевое отделение было "жилищем" для остальных членов экипажа. Выше всех, слева от пушки, сидел командир машины. В его распоряжении была командирская башенка с 6 смотровыми приборами по всему периметру. Плюс к этому, в крышке люка командир имел собственный перископ М6.







Справа от пушки, по высоте чуть ниже командира, сидел наводчик. Его "глазами" был перископ М8А1. Для прицеливания орудия наводчик использовал прицел М71С.

Ну и внизу слева, за командиром, находился заряжающий. Он тоже мог следить за полем боя в перископ, аналогичный командирскому.









Вооружение танка  состояло из пушки М3 со стволом длиной в 50 калибров, 7,62-мм пулемета "Браунинг" М1919А4, спаренного с пушкой, но имевшего самостоятельный электрический спуск. Причем, спуск сделан таким образом, что огонь из пулемета мог вести не только командир, но и заряжающий. Курсовой пулемет точно такой же, только на поздних моделях его не устанавливали.




Ходовая часть. "Першинги" имели по каждому борту по 6 спаренных опорных катков размером 660 на 152 мм. Ведущее колесо с 13 зубьями находится сзади. Ленивец впереди. Крепление катков на рычаге амортизатора (поперечного торсиона). Кроме этого, первая (катки 1 и 2) и третья (катки 5 и 6) тележки снабжены дополнительными масляными амортизаторами.






Вот такой он, этот знаменитый "антитигр". На войну из всей серии успели всего 20 машин. Произошло это в 1945 году, когда 28 февраля, "Першинг" и "Тигр" все-таки встретились. Произошло это у местечка Эльсдорф. Тогда немецкий танк подбил американца одним выстрелом. В ответ "Першинги" уничтожили "Тигр", причем попадание было идеальным. В "Тигре" сдетонировал боезапас.



А на разгром Японии "генерал Першинг" попросту опоздал. Так что в его активе всего одна война. На Корейском полуострове.

Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов

источник

Tags: танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments