vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Архитектурные достопримечательности. Малая Дмитровка.




Улица Малая Дмитровка получила свое название от пролегавшей здесь торговой дороги на Дмитров и образовавшейся здесь к XIV веку Дмитровской слободы, которую и заселили выходцы из тех мест – торговцы и ремесленники.

В 16-17 веке жителей Дмитровской слободы, в целях освобождения места для расселения московской знати, переселили по этой же дороге, но дальше от стен Кремля. Для различения поселений, вновь заселенную территорию нарекли Малой Дмитровской слободой.



Отстроенные к концу 16 века стены Белого и Земляного города и определили границы сегодняшней Малой Дмитровки.

Свое начало слобода брала от Дмитровской башни Белого города и заканчивалась у Дмитровских ворот Земляного города.



Значимость Малой Дмитровской слободы для города была отмечена постройкой в середине XVII века церкви Рождества Богородицы.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках.1890 – 1900

В XVIII веке в этом районе начали селиться знать и купечество, а затем, с основанием Московского университета, и видные ученые.

Современная планировка улицы была составлена после пожаров 1773 года - в новой застройке было указано выпрямить улицы, площади и переулки слободы.

Малая Дмитровка оставила свой отпечаток в политической жизни столицы.

Много памятных домов связано с декабристским движением. Во время октябрьской революции здесь был штаб анархистов и именно с этой улицы осуществляли свое наступление на Кремль красноармейцы.

В разное время на этой улице проживали князья Меньшиковы и Долгоруковы, ученые М.М.Херасков и А.А.Барсов, декабристы М.Ф.Орлов и И.А.Фонвизин, известный писатель А.П.Чехов и другие известные личности.

С 1899 года на улице было открыто трамвайное движение, действовавшее до 1959 года. Небольшой период по Малой Дмитровке проходил маршрут известного трамвая «Аннушка».



Первый трамвай. Малая Дмитровка. 1899 – 1901



Улица Малая Дмитровка. 1899 – 1906. Справа в глубине расположен Страстной монастырь.






Малая Дмитровка. 1902 – 1903


В 1944 году, в честь 40-летия годовщины смерти А.П.Чехова, Малую Дмитровку переименовывают в улицу Чехова.


Улица Чехова. 1981 – 1984



Улица Чехова. 1962


Историческое название улице возвращают в 1993 году, и она вновь становится Малой Дмитровкой.

Территория, ограниченная Малой Дмитровкой, Дегтярным переулком, Садовой-Триумфальной и Тверской улицами, отнесена к памятнику культуры и истории.

Дмитровка ул., 1.
Флигель дома графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина).



1803; 1841; 1853; 1924 -надстройка третьего этажа.

Внешне непримечательная эклектическая постройка — крыло дома, обращенного в сторону Страстного монастыря, возведенного еще в эпоху высокого классицизмаачало XIX века)

.

Перестроенный после пожара, этот дом в 1841 г. имел весьма привлекательный вид: его первый этаж был решен как композиция трех лоджий с тосканскими полуколоннами, между которыми были заглублены высокие окна-двери с полуциркульным завершением. В 1853 г., когда участок принадлежал И. С. Шиловскому, жилой флигель надстроили каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново отделали в формах позднего классицизма.



Этот сохранявшийся до 1920-х годов облик искажен надстройкой третьего этажа.


Улица Чехова, 1 (Малая Дмитровка). 1989



М. Дмитровка ул., 12/1.


Городская усадьба Шубиных.




нач. XIX в. ; 1814; 1893 -снос портика на главном фасаде;1905, архит. С. М. Жаров

Характерная для московского классицизма симметричная композиция усадьбы — главный дом, стоящий на красной линии улицы, фланкирован флигелями, соединенными с ним оградой (с первоначально существовавшими двумя симметричными воротами).

Главный двухэтажный дом с широким пятиоконным мезонином несет в себе элементы декора разных эпох: первый этаж — классицизм; второй этаж декорирован в броских ампирных формах. Оформление мезонина относится к 1905 г. — об этом свидетельствуют тонкие рельефные панно на античные темы в подоконных нишах.




В том же году реконструированы интерьеры — главным парадным помещением стал новый зал между дворовыми ризалитами, сохранивший богатый лепной декор. Интересны также вестибюль и парадная лестница.


Улица Чехова (М.Дмитровка). 1986. Дом Михаила Фёдоровича Орлова, декабриста, друга А.С. Пушкина.




М. Дмитровка ул., 13.
Особняк Е.И. Залогиной




нач. XIX в. ; 1904, архит. К. К. Гиппиус 

Редкий тип классического особняка со службами во дворе, полностью перелицованного в стиле рационального модерна — простой кубический объем его облицован керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми плоскими изображениями архитектурных деталей — горизонтальных тяг, наличников, подоконных полочек, филенок. Рационализм и  простота.







М. Дмитровка ул., 16.
Особняк Е.М. Паутынской.



1817; 1893, архит. И. П. Машков 

Одноэтажный особняк, выстроенный в первой трети XIX в., перестроен в кон. XIX в. в эклектических формах (первоначально дом имел классический фасад с портиком). Тогда же пристроена его правая выступающая на красную линию улицы входная часть с повышенным двухэтажным объемом.












Малая Дмитровка, 18.
Городская усадьба А. Н. Саймонова



Главный дом усадьбы построил в 1780-х годах Н.А. Львов для А.Н. Саймонова, племянника статс-секретаря Екатерины II.

1780-е, 1810-1820-е, 1858-1859, 1884, 1901,   архитект. Н. А. Львов А.Е. Вебер, Н.Н.Черницкий,

Одна из классических городских усадеб Москвы — Усадьба А.Н. Саймонова. Ансамбль городской усадьбы, включающий главный дом и соединённые с ним арочными переходами два флигеля, складывался на протяжении второй половины XVIII — XIX веков.





Главный усадебный дом, выполненный в классическом стиле, был возведён в 1780-х годах на основе палат середины XVIII столетия. Автором проекта предположительно является архитектор Н.А. Львов.



Дом Кузнецовых, ранее Саймонова (Соймонова). 1920-1921

М. Дмитровка ул., 21.
Особняк М.Н. Мансуровой (М.Ф. Красильщиковой)



1817; 1869, архит. Степанов; 1880, архит. С. К. Тропаревский; 1881, архит. И. А. Каминский;1890, архит. Б. Эппингер; 1907, архит. И. С. Кузнецов; 1912 пристройки во дворе, архит. B. C. Кузнецов









Ампирный особяк, перелицованный в нач. XX в.    Классический декор его, частично сохранившийся с перв. трети XIX в., — пилястры, фриз — зазвучали по-новому после облицовки стен блестящей светло-кремовой керамической плиткой. До наших дней сохранилось неоклассическое убранство зала, расположенного в угловой части здания.




М. Дмитровка ул., 23/15.
Доходный дом В.М. Костяковой



1911 архит. К. Л. Розенкампф

Рядовая добротная постройка, относящаяся к тому направлению неоклассики 1910-х годов, которое характеризуется лаконизмом архитектурного языка, тяготеющего к геометричности форм и минимальному использованию декоративных примет стиля.





М. Дмитровка ул., 3/10.
Доходный дом М.М. Тюляевой.



1910 архит. К. Л. Розенкампф

Длинный жилой дом, расположенный напротив Купеческого клуба, в своей фасадной композиции подражателен, он как бы отражает основные архитектурные темы произведения Иванова-Шица. Между двумя эркерами, завершенными карнизом над узкими щелеообразными окнами последнего пятого этажа, расположено шесть ионических полуколонн, объединенных антаблементом с полосой ампирного лепного фриза.







Угол здания решен в виде ротонды, что напоминает угловые композиции классики Москвы кон. XVIII - нач. XIX в.






М. Дмитровка ул., 4.
Церковь Рождества Богоматери в Путинках.
1649-1652



Красавица из Путинок

Почти всем постройкам на Малой Дмитровке пришлось немало претерпеть на своем веку – смены хозяев, изменения функционального назначения, бесконечные перестройки и надстройки. Любителю московской старины, конечно, интересно разбираться в причудливых судьбах малодмитровских домов. Но обилие преобразований свидетельствует о том, что получившиеся в результате сооружения представляют разве что историческую, но отнюдь не художественную ценность. В самом деле, какой стилистической выдержанности, какой цельности эстетического воздействия можно ожидать от дома, над которым один за другим корпели несколько далеко не самых талантливых зодчих?

Все же в ряду заурядных домов Малой Дмитровки блестит настоящая архитектурная жемчужина – стоящий в самом начале улицы храм Рождества Богородицы в Путинках. Считается, что существующее церковное здание заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.



Стройка велась долго, денег не хватало, в 1652 году снова пришлось прибегнуть к царской милости. Так или иначе, а спустя несколько лет новый храм освятили. Его композиция была исключительно оригинальной: к вытянутому с севера на юг четверику, увенчанному тремя шатрами, примыкал низкий прямоугольный алтарный объем. Вперед выступала более высокая часть храма – придел Неопалимой Купины, завершенный тремя ярусами кокошников и еще одним шатром, отделанным более богато, чем шатры основного храма. В ритм вертикалей вплеталась также шатровая колокольня, спрятанная за приделом.




Создавая храм в Путинках, зодчие XVII столетия предвосхитили достижения конструктивистов XX века. Ведь если убрать чисто декоративные шатры и резные наличники, перед нами окажется вполне конструктивистское, глубоко функциональное сооружение, составленное из разновеликих и разновысоких объемов, с подчеркнутой асимметрией, с окнами различной формы и размеров. Не композицией ли этого храма вдохновлялись основоположники архитектуры авангарда?









Церковь оказалась уникальной не только обликом, но и судьбой. После завершения ее строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов, как не отвечавших строгим церковным канонам. По всей России патриарший запрет соблюдался не слишком строго, но в Москве, находившейся под недреманным оком церковного начальства, действовал неукоснительно. На протяжении полутора столетий, когда с легкой руки любимого Николаем I К. А. Тона шатры вновь вошли в обиход храмового строительства, церковь в Путинках оставалась последним шатровым каменным храмом в Москве.




Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1880 – 1890



М. Дмитровка ул., 6.
Купеческий дом (Ленком)



1907— 1908, архит. И. А. Иванов-Шиц; 1912—1914 — пристройки, архит. В. Д. Адамович

Один из хрестоматийных примеров московской модернизированной неоклассики. В своей основе фасадная композиция симметрична, хотя в ней присутствует и элемент асимметрии — по-разному решены нижние части двух монументальных башнеобразных объемов (увенчанных металлическими подобиями античных светильников по углам), между которыми расположена торжественная лоджия с портиком шести ионических колонн.





Справа входная часть представляет собой выступающий граненый объем, на крыше которого на уровне второго этажа размещен балкон, слева — вход скромнее, отмечен небольшим выступом с металлическим козырьком.











Декор сооружения сочетает в себе мотивы классики и модерна.






В здании сохранилась первоначальная отделка интерьеров в стиле модерн, вплоть до люстр, мебели и тканей.



Улица Малая Дмитровка. Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова.1928 – 1929
Текст на обороте открытки: "Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова. До революции - клуб Московского купеческого общества, выстроенный в 1914 г. арх. Ивановым-Шиц.
В 1918 г. в доме помещался штаб анархистов".




Театр «Ленком».  1970


М. Дмитровка ул., 8.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря



1914 архит. В. И. Ерамишанцев


Здание обращает на себя внимание не только выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и гладью верхних, но и стилевым контрастом бокового протяженного дворового неоштукатуренного фасада (тривиального для московской неоклассики)с главным —торцевым.






Уличный фасад получился торжественным и монументальным. Два нижних этажа покрыты коричневой штукатуркой, имитирующей грубо колотый гранит. Так же отделаны и поставленные в ряд шесть полуколонн, не очень убедительно изображающие работу по поддержанию трех верхних этажей.



Парадоксальный замысел зодчего превратил сугубо утилитарную постройку в один из ярких примеров дореволюционной показушной архитектуры, когда целью домовладельцев и архитекторов являлось пускание пыли в глаза, и роскошными фасадами прикрывали голые и серые задворки. В этом отношении дом следует признать одной из наиболее интересных построек на улице.





Tags: Москва, архитектура, улицы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments