vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Конец эпохи гигантов- дирижаблей-авианосцев

12 февраля 1935 года у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон".

В тот день он возвращался с маневров, полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.

Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд".


Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве несущего газа не взрывоопасного водорода, а инертного гелия, не сделало дирижабль надежным и безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению, а финальную точку в ней поставила катастрофа немецкого пассажирского цеппелина "Гиденбург", который 16 мая 1937 года взорвался от удара молнии или от разряда статического электричества. После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили.

Мэкон в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.

Мэкон в эллинге. Спереди — причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.

Экипаж Мэкона — 83 офицера и матроса.

Главный пост управления (капитанская рубка).

В отличие от водородных дирижаблей, двигатели Мэкона размещались внутри корпуса, а не в мотогондолах. На левом снимке — одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом — кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.

Истребитель-разведчик Спэрроухок. Мэкон нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.

Спэрроухок перед запуском с трапеции Мэкона.

Мэкон в демонстрационном полете над Нью-Йорком. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.

Крюк для трапеции на F9C Спэрроу-хок на месте аварии

Обломки F9C Спэрроу-хок на месте крушения

Однако "Мэкон" был не единственным дирижаблем-авианосцем на вооружении США, потерпевшим крушение.
2 ноября 1931 года, дирижабль жесткой конструкции «Акрон», чуть уступавший по размерам немецкому Гинденбургу, вышел в свой первый полёт как боевой дирижабль ВМС Соединённых Штатов.


Вечером 3 апреля 1933 года, «Акрон» поднялся в воздух для проведения операции вдоль берега Новой Англии, помогая с регулировкой станций определения радионаправления.

USS Akron (ZRS-4)

По пути «Акрон» попал в очень неблагоприятные погодные условия.


Вскоре после полуночи 4 апреля дирижабль был подхвачен восходящим потоком воздуха, а затем нисходящим потоком. Командор Франк МакКорд дал приказ «полный вперёд и сбросить балласт».


Снижение «Акрона» было остановлено лишь временно — нисходящие потоки продолжили снижение дирижабля. В итоге  на высоте нескольких сот футов, нижнее оперение «Акрона» достигло воды и оторвалось.

«Акрон» был разрушен из-за ошибки экипажа — он направился в открытое море во время сильного шторма.

Большинство, если не все жертвы крушения, утонули или погибли от гипотермии — экипаж не имел спасательных жилетов и у него не было времени сбросить спасательные плоты. 73 человека погибли, лишь трое спаслись.


Крушение «Акрона» было началом конца эры жёстких дирижаблей на службе флота, особенно потому что их главный сторонник, контр-адмирал Уильям А. Моффетт, погиб вместе с 72 остальными членами экипажа.

Президент Рузвельт сказал: «Потеря „Акрона“ с его экипажем, состоящим из храбрых бойцов и офицеров — это национальное бедствие. Я скорблю вместе с нацией, и особенно с жёнами и семьями потерянных мужчин. Можно построить новые дирижабли, но нация не может себе позволить потерять таких людей, как контр-адмирал Уильям А. Моффетт и его товарищей, которые погибли вместе с ним, поддерживая лучшие традиции Военно-морского Флота Соединённых Штатов».

F9C Спэрроу-хок в ангаре Акрона.

F9C Спэрроу-хок удачно прицепился к трапеции Акрона, май 1932 года.

Память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана забойнейшая компьютерная леталка.

macon.lo.res

Битва дирижаблей-авианосцев в игре Crimson Skies.

источник https://www.drive2.ru/b/2852565/?page=0

Tags: военная техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments