vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Храм, поразивший красотой Наполеона




Храм  Григория Неокесарийского на Большой Полянке  известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле "русское узорочье" построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским "ценинных дел" мастером 17 в. Степаном Полубесом.



Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.



Храм свт. Григория Неокесарийского в 1882 году. До революции церковь святителя Григория имела статус
придворной и поэтому часто посещалась членами царской семьи



С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.


Фото из книги Шувалов С.В. "Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве :
ист. описание окружающей ее местности ; население, история, архитектура и иконопись". М 1914.




Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.


Наполеон I Бонапарт. Портрет кисти Поля Делароша. Во время пребывания в Москве Наполеон приказал своим
солдатам  поливать из вёдер водой храм святителя Григория Неокесарийского чтобы спасти его от пожара



Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке


Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес.








Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.



Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы...





В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).




Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль...











Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи.

Легенды и были старого храма

Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.



Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.


Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:

"Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.

В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.

Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: "Наталья…"

Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет.

Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию "Спаси, Господи, люди Твоя" и каждую четверть часа — "Царице моя Преблагая".



Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.


Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.










Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.

Кстати, у Вознесенского есть стихотворение "Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке" про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:

"Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец."








В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.

Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: "Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен."

Вот такие истории скрываются под красивым видом.


с1, с2, с3

Tags: Москва, храм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments