vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Клуб фабрики «Буревестник». 3-я Рыбинская.





Здание клуба фабрики «Буревестник» на 3-й Рыбинской (бывшей Огородной) улице в Москве  К. Мельников построил в 1929-1932 годах по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник».




В 1895 году гамбуржец Иоганн Динг купил земельный участок на лугах у речки Рыбинки, чтобы построить макаронную фабрику.
В 1900 году фабрика пущена, в 1902 году построен административный корпус и здание конторы. Часть корпусов макаронной фабрики после революции отошла кожевенно-обувной фабрике «Буревестник».


Макаронная фабрика на Огородной улице (3-й Рыбинской). 1930 – 1931 (Это нынешняя "Экстра-М")



В 1927 году профсоюз фабрики задумал строительство рабочего клуба, для чего в феврале того же года Московской городской управой было выдано разрешение на отвод земли под новое строительство на участке напротив производственных корпусов фабрики на Огородной улице.
В том же году Московский губернский отдел Союза кожевенников заказал проект клуба для рабочих фабрики архитектору Константину Мельникову.


Архитектор К. С. Мельников, 1920-е годы



Выбор архитектора был неслучаен: к моменту начала проектирования клуба фабрики «Буревестник» Мельников уже зарекомендовал себя на строительстве клубов для Союза коммунальников (Дом культуры имени Русакова) и Союза химиков (Клуб фабрики «Свобода», Клуб имени Фрунзе, Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода).

                                                                                                                                                                                                                            .
Рабочие чертежи клуба выполнены помощниками Мельникова и авторизованы архитектором.





3 января 1928 года проект рабочего клуба был рассмотрен и утверждён комиссией по клубному строительству Моссовета. Однако уже через месяц техническим советом был поставлен вопрос о необходимости удешевления строительства и неэкономичности возведения башни «не вполне удобной для устройства кружковых комнат». Надзор и руководство строительными работами были поручены инженеру В. П. Гиацинтову, который производил их с февраля по август 1928 года. После отказа Гиацинтова, его место занял инженер С. С. Чумаков.

Клуб фабрики «Буревестник»

                                                                                                                                                                                                                  .
Строительство клуба сопровождало большое количество сложностей, связанных с тем, что архитектурная мысль Мельникова сильно опережала развитие технико-экономической базы строительства тех лет. Даже после начала строительства клуба возникали предложения по упрощению проекта. Так, в марте 1929 года подрядчик строительства (контора «Строитель») предлагал отменить возведение у главного фасада сложной пятилепестковой башни.



                                                                                                                                                                                                                  .
Строительство клуба было закончено к январю 1930 года с незначительными отступлениями от первоначального проекта, которые выражались в увеличении размеров сцены, удлинении здания и изменении расположения перегородок. Это не нанесло ущерба задуманному Мельниковым архитектурно-художественному облику здания.



В 2002 году здание клуба фабрики «Буревестник» отдали для спортивно-оздоровительного комплекса и отреставрировали. Сейчас здесь располагается фонд «Русский авангард».


Архитектура

На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведенного под строительство клуба. Сам К. С. Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией»: здание сильно вытянуто вглубь участка и поставлено с отступом от красной линии.



Здание клуба состоит в плане из нескольких прямоугольников неодинакового размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. При этом понижение высоты объёмов вглубь двора не носит чисто механического характера, а задано функциональным назначением той или иной части здания.





Справа от фасада помещена изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества К. С. Мельникова называть клуб «клеткой попугая».



Вровень с башней-лепестком, на высоту четырёх этажей поднимается южный, вытянутый в поперечном направлении объём. Его высота определена размещением здесь сценической шахты с необходимым для неё оборудованием.




                                                                                                                                                                                                            .
В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.


                                                                                                                                                                                                                                    .
Первоначально в фойе на первом этаже клуба был запроектирован плавательный бассейн, но при строительстве он не был осуществлён по причине отсутствия в этом районе на момент строительства водопровода и канализации. Бассейн должен был сообщаться с расположенным над ним спортивным залом с помощью люка в полу зала.



                                                                                                                                                                                                                            .
Клуб «Буревестник», как и другие клубы К. С. Мельникова, строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работник предприятия мог беспрепятственно посещать рабочий клуб и участвовать в различных проводимых им мероприятиях.


Клуб обувной фабрики «Буревестник» 1930 – 1935

Открытое для всех использование клуба отражалось и в его планировочно-пространственной структуре. Однако, когда клубы стали осуществлять коммерческий показ кинокартин, сразу же обнаружились «изъяны» в планировке всех клубов: отсутствие кассового вестибюля, отдельного фойе, лестниц и входов-выходов, разделяющих потоки зрителей, идущих в зал и выходящих из зала.




Tags: Москва, служебное здание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments