
Здание клуба фабрики «Буревестник» на 3-й Рыбинской (бывшей Огородной) улице в Москве К. Мельников построил в 1929-1932 годах по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник».
В 1895 году гамбуржец Иоганн Динг купил земельный участок на лугах у речки Рыбинки, чтобы построить макаронную фабрику.

В 1927 году профсоюз фабрики задумал строительство рабочего клуба, для чего в феврале того же года Московской городской управой было выдано разрешение на отвод земли под новое строительство на участке напротив производственных корпусов фабрики на Огородной улице.

Выбор архитектора был неслучаен: к моменту начала проектирования клуба фабрики «Буревестник» Мельников уже зарекомендовал себя на строительстве клубов для Союза коммунальников (Дом культуры имени Русакова) и Союза химиков (Клуб фабрики «Свобода», Клуб имени Фрунзе, Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода).
.


3 января 1928 года проект рабочего клуба был рассмотрен и утверждён комиссией по клубному строительству Моссовета. Однако уже через месяц техническим советом был поставлен вопрос о необходимости удешевления строительства и неэкономичности возведения башни «не вполне удобной для устройства кружковых комнат». Надзор и руководство строительными работами были поручены инженеру В. П. Гиацинтову, который производил их с февраля по август 1928 года. После отказа Гиацинтова, его место занял инженер С. С. Чумаков.

.


Строительство клуба было закончено к январю 1930 года с незначительными отступлениями от первоначального проекта, которые выражались в увеличении размеров сцены, удлинении здания и изменении расположения перегородок. Это не нанесло ущерба задуманному Мельниковым архитектурно-художественному облику здания.

Архитектура

Здание клуба состоит в плане из нескольких прямоугольников неодинакового размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. При этом понижение высоты объёмов вглубь двора не носит чисто механического характера, а задано функциональным назначением той или иной части здания.


Справа от фасада помещена изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества К. С. Мельникова называть клуб «клеткой попугая».

Вровень с башней-лепестком, на высоту четырёх этажей поднимается южный, вытянутый в поперечном направлении объём. Его высота определена размещением здесь сценической шахты с необходимым для неё оборудованием.


.
В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.

.
Первоначально в фойе на первом этаже клуба был запроектирован плавательный бассейн, но при строительстве он не был осуществлён по причине отсутствия в этом районе на момент строительства водопровода и канализации. Бассейн должен был сообщаться с расположенным над ним спортивным залом с помощью люка в полу зала.

.

Открытое для всех использование клуба отражалось и в его планировочно-пространственной структуре. Однако, когда клубы стали осуществлять коммерческий показ кинокартин, сразу же обнаружились «изъяны» в планировке всех клубов: отсутствие кассового вестибюля, отдельного фойе, лестниц и входов-выходов, разделяющих потоки зрителей, идущих в зал и выходящих из зала.
