
Сокольническая пожарная каланча— одна из немногих сохранившихся в городе дореволюционных пожарных каланчей. Здание сокольнического полицейского дома с пожарной каланчой построено в 1884 году для полицейского участка и пожарной части по проекту архитектора М. К. Геппенера. Здание выделяется высокой смотровой площадкой.
1892-1893 Сокольнический полицейский домЗдание Сокольнического полицейского участка и пожарной части с каланчой построено в 1884 г.по проекту архитектора М. К. Геппенера. .В 1804 годуАлександр I утвердил указ о строительстве пожарных каланчей в государстве. В августе1863 года после долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет собирали средства на постройку среди жителей района. Всего собрано: 20 тысяч рублей. На проект постройки каланчи был устроен конкурс. Его выиграл М.К.Геппенер, проходивший учёбу в Германии.

1
901-1902 Сокольники. Пожарный обозВ 1881 года началось строительство башни. В 1884 году завершено. На то время, это было самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве, первая на Сухаревской. Процесс тушения пожара проходил следующим образом: в галерее дежурили часовые, которые определяли силу и расположение возгорания. Затем около трёх минут готовилась дежурная команда пожарных, после чего они на лошадях ехали на службу. Работники каланчи жили в здании. Оплата труда составляла: 7 копеек в день. В штат входило: 30 лошадей, 2 бочки для воды.

В 1910 году у Сокольнической пожарной каланчи появилась машина на пару. В. Гиляровский в своей книге рассказал о системе оповещения пожара другим пожарным частям. На здании днём висели шары, ночью— фонари. При пожаре звенел колокол и если висит один шар— Городская часть, два шара— Тверская часть, три— Мясницкая, четыре— Пятницкая. Когда висит красный флаг или красный фонарь, то это «сбор всех частей, пожар угрожающий».

Это действовало до 1917 года. Затем в работу была введена телефонная связь. В 1930-е года строительство пожарных каланчей приостановлено. В 1999 году каланчу перестроили. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.

История пожарного дела в Москве
.
В древней Москве, застроенной деревянными зданиями, пожары носили фатальный характер — от одной непогашенной свечи выгорала половина дворов. Все население города несло «пожарную повинность», которая обязывала жителей вести ночное дежурство (по 1 человеку с 10 дворов), а в случае пожара жители округи должны были явиться на место пожара со своими ведрами, топорами, баграми.
В XVII веке за ликвидацию пожаров отвечал Земский приказ, которому подчинялось 200 служащих, составлявших пожарную команду.

На Кремлевской стене дежурили сторожа, извещавшие о пожаре звоном колокола. В 1804 году создана первая городская профессиональная пожарная команда, которая делилась на пожарные части, тогда же отменили «пожарную повинность».

С конца XVIII века над зданиями полицейских частей, при которых помещались пожарные части, возводились башни — каланчи. Слово каланча имеет татарское происхождение, в переводе обозначает вышку.
.
Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части. В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола.

В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей.
.
Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение — на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно — кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей.
Смотровая площадка.

Строительство каланчей продолжалось до 1920-1930 гг. и прекратилось с увеличением этажности застройки с применением огнеупорных материалов, расширением сети водопровода и развитием технических средств оповещения пожарной охраны. В 1926 году конные пожарные обозы были заменены пожарными машинами.
Шлемы пожарных



