vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Театральный музей им А. А. Бахрушин («Версаль на Зацепе»). Бахрушина, 31



Современное название Лужнецкой улице дали в память об Алексее Бахрушине, московском купце, коллекционере и покровителе искусств. А в доме на пересечении с Садовым кольцом находится основанный им в 1894 году Театральный музей. Уже много лет он остается крупнейшим в мире.



Одноэтажный особняк в стиле ранней английской готики построили в 1896 году по проекту Карла Гиппиуса на участке, который Алексей Бахрушин получил как свадебный подарок от отца Александра Алексеевича Бахрушина.


Домъ А.А. Бахрушина на Лужнецкой, въ которомъ помещается музей  1900 – 1905
Музей размещался в особняке владельца на Лужнецкой улице, построенном в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Еще при закладке дома хозяин предусмотрел для размещения коллекций три полуподвальные большие комнаты. Однако когда строительство было завершено и музейные комнаты заполнились экспонатами, то вскоре и все остальные помещения полуподвала оказались переполненными театральной стариной. «Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, — вспоминал сын коллекционера, — потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».
                                                                                                                                                                                                .

К тому времени Бахрушинский музей работал уже 2 года, но коллекции требовалось новое здание — «Театральный Версаль на Зацепе», как назвали его современники. И место выбрали рядом с семьей, ведь все выходцы из Зарайских татар Бахрушиных жили в Замоскворечье. И были они не только промышленниками, но и меценатами: на Софийской набережной до сих пор стоит построенный на деньги Бахрушиных комплекс муниципальных домов, а на Сокольничьем поле действует больница имени А.А. Остроумова.












У Алексея Бахрушина была другая страсть — коллекционирование всего, что связано с театром. И цель появилась благая — открыть музей. Эта идея пришлась по душе московским театралам, и в дом Бахрушина потекли редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Эти подарки и стали основным источником пополнения коллекции.


«Версаль на Зацепе»



Со временем и сам Алексей Александрович стал затоком истории театра и научился доставать редкие экспонаты. Например, в коллекции есть указ об учреждении первого общедоступного театра, подписанный в 1756 году самой императрицей Елизаветой Петровной.

Вскоре Бахрушин решил подарить Театральный музей городу, но градоначальники отказались. Зато заинтересовалась коллекцией Академия наук. И 25 ноября 1913 года Театральный музей перешел в их ведение, а Алексей Бахрушин оставался главой музея до своей смерти в 1929 году.



1913 Дом А. А. Бахрушина на Лужнецкой, в котором помещается театральный музей.

Было время, когда Москва могла потерять здание музея. В 1940 году по заданию Моссовета М.Т. Смуров разработал проект семиэтажного жилого дома. Здание должно было встать вдоль Зацепского вала, а улица Бахрушина — пройти под его аркой. Театральный музей запланировали к сносу. Но началась война, а потом о проекте забыли. Так музей спасся.






Здание было выдержано в формах английской готики, эта же стилистика присутствует и в интерьерах. Фасады выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом.





































Интерьер холла и лестницы



Приподнятое над землей расположение жилого этажа заставило предусмотреть парадную лестницу. Она выводит на середину жилого этажа, где посетителей встречает высокая арка входа в залы.
Сама лестница выполнена с каменными ступенями и ограждениями из ценных древесных пород, украшенными искусной резьбой.




Еще с нижних ступеней лестницы внимание привлекает узорчатый потолок помещения. Поднявшись, можно разглядеть этот элемент здания более внимательно. Перекрытие выполнено из продольных и поперечных деревянных балок, образующих правильные рельефные прямоугольники.
Узорчатая роспись своеобразным орнаментом, несущим восточный колорит, выполнена в достаточно скромных тонах, не перебивающих прелести деревянных деталей.
Восходящее направление световых потоков, обусловленное конструкцией плафонов люстры, делает потолок самой яркой частью интерьера.









Хранилище А.А. Бахрушина – нынешнее название этого зала. Память основателя театрального музея достойно увековечена. Мебель в этом помещении антикварная, хотя и разнородная, она принадлежала самому основателю музея.

Посередине комнаты большой стол с резными ножками и четыре стула ручной работы, автор которой не кто иной, как живописец Виктор Васнецов, на столе им же искусно вырезанная из древесины статуэтка балерины.



Застекленный шкаф черного дерева наполнен различными сувенирами. Крупный бюст из белого гипса на темном пьедестале изображает самого Бахрушина в последние годы жизни.





Интерьер холла 2 этажа







Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (1916, худ. Н. Харитонов):





Центральный зал











Александр Алексеевич Бахрушин 1823-1916
Александр Алексеевич Бахрушин (1823—1916) — русский промышленник и филантроп, владелец подмосковного имения Ивановское, почётный гражданин города Москвы (1900)[1], почётный гражданин города Зарайска (1875).Родился в 1823 году в купеческой семье Алексея Фёдоровича (1792—1848) и Наталии Ивановны (1793—1862) Бахрушиных.



Алексей Александрович Бахрушин и Вера  Васильевна Бахрушина
Бахрушин, Алексей Александрович (31 января [12 февраля] 1865 — 7 июня 1929) — русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Вера Васильевна Бахрушина (Носова) (1875-1942)
Ближайшие родственники:
Дочь Василия Дмитриевича Носова и Клавдии Дмитриевны Носовой
Жена Алексея Александровича Бахрушина





Алексей Федорович Бахрушин. 1792-1848
Алексей Фёдорович Бахрушин (1792, Зарайск — 1848, Москва) — российский предприниматель из династии Бахрушиных, промышленник и благотворитель. Родился в семье Фёдора Борисовича и Натальи Ивановны Бахрушиных. Семья занималась перегоном скота и выделкой кож. Предком всех Бахрушиных был крестившийся татарин из Касимова, поселившийся в Зарайске.



Веранда.




А.Н. Бурганов. Скульптурный портрет А.А. Бахрушина. Бронза.






















Автомобиль Bugatti Racer 1927.
Оригинальный автомобиль Bugatti Racer 1927 года, в котором выезжает на сцену главная героиня балета «Айседора»



Michael Khoury Балет Айседора












Бывший каретный сарай (юго- восточная часть)













Александр Бурганов "Ладони"


Александр Бурганов (род. в 1935 году) – Народный художник России, Действительный член Российской академии художеств, Почётный член Российской академии архитектуры и строительства, Лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор.

"Мои скульптуры трагичны и зашифрованы, я понимаю трагическую сущность всего происходящего: что до добра еще очень далеко, и непонятно, будет ли оно когда-нибудь". Александр Бурганов



Красное колесо.
Элемент декорации, придуманный Олегом Шейнцисом в 1979 г. для спектакля " Жестокие игры" по пьесе Арбузов, а также в спектакле  "Мистификация" по пьесе Н. Садур "Брат Чичиков"




Находящийся во внутреннем дворе бывший каретный сарай полностью отремонтирован и в нем оборудован просторный зал универсального назначения, который используется под временные выставки



Выставка театральный и народный костюм.









Tags: Москва, общественное здание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments