
На Ленинградском проспекте сохранился первый панельный жилой дом из крупных бетонных блоков заводского изготовления, известный как «ажурный дом» или «дом-аккордеон». «Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году. в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.
Крупноблочный дом на Ленинградском проспекте, 27 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохнным. 1941. Общий вид. План типового этажа. Фрагмент фасада.

«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.
Все квартиры в доме небольшие, что было актуально на заре СССР.
Квартиры в доме были призваны подчеркнуть «неэлитарность» здания: во многих были совмещенные санузлы и крошечные кухни. Последние были сделаны намеренно: предполагалось, что люди будут брать готовую еду в ресторане на первом этаже и разогревать у себя. Также жильцы могли спускаться в общественные зоны не раздеваясь: для них в доме сохранилась замурованная дверь. Метраж квартир был – 40, 55 и 80 кв. м, высота потолков – 3,20 м.
.
Вид на ресторан "Яр"

Вид на ВТБ-арену

Строительство такого типа домов фактически стало последнии шагом по направлению к панельному строительству, так как в нем были применены блоки максимального размера (более крупные невозможно было поднять). Дальше можно было только снизить толщину и вес блока, что приводит к созданию панели, но этой инженерной разработке не суждено было случиться: помешала война.

Дом украсили красивыми решетками-экранами на балконах. В панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов. Эти решетки выполнены по эскизам советского педагога и теоретика изобразительного искусства, профессора, академика АХ СССР, народного художника СССР и лауреата Ленинской премии В. Фаворского.


Ажурный дом построили рядом с комплексом московского ипподрома, на месте одного из хозяйственных зданий. Левым торцом он примыкает к Беговой аллее, которую у заезда с Ленинградского проспекта открывают две копии конных статуй Клодта.


Стены закрыты панелями, напоминающими мрамор дымчато-серого цвета. Еще на заводе в бетон добавляли краситель, что позволило получить такой необычный эффект.

«Ажурный дом» по планам Бурова должен был стать фешенебельным домом-коммуной. Однако этим планам помешало начало войны. Она же стала причиной того, что дом так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром.




