vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Странноприимный дом графа Шереметева. Памятник большой любви

Странноприимный дом построен графом Шереметевым в память о его любимой жене Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. История любви графа и актрисы крепостного театра стала легендой.




Любая благотворительность, как правило, всегда имеет в своей основе любовь к ближнему, сострадательность и милосердие. Так и основание шереметевского Странноприимного дома было связано с историей удивительной и трогательной любви графа Шереметева и его возлюбленной — Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой.



Николай Петрович Шереметев (1751-1809) был одним из самых богатых и знатных российских аристократов. Его дед возвысился при Петре I как один из ближайших сподвижников великого реформатора. А сам Николай Шереметев с детства был в большой дружбе с императором Павлом I.


Центральная часть дома- Троицкая церковь

Отец Шереметева, Петр Борисович, увлекался изящными искусствами, устроил свой домашний театр. Шереметев-старший привил своему сыну любовь к театральным постановкам. Уже во взрослом возрасте, в 1787 году, живя в Москве, Николай Петрович организовал театр в своем имении Кусково.


Граф Николай Петрович Шереметев (1751, Санкт-Петербург —  1809, Москва) — сенатор, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге.

Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

В труппе Шереметева состояла талантливая крепостная певица, дочь кузнеца, Прасковья Ковалева. Сценическую фамилию Жемчугова придумал для нее сам Николай Петрович, у которого была привычка таким образом выделять ярких актеров своего театра. Прасковья получила очень хорошее образование: будущая актриса говорила по-французски и по-итальянски, играла на нескольких музыкальных инструментах.



Прасковья (Параша) Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева (1768 — 1803) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых, впоследствии жена графа Шереметева, в память которой был построен Странноприимный дом.

1803 Николай Аргунов (1771-1829)- Портрет прасковьи Жемчуговой

Граф Шереметев полюбил ее, причем так сильно, что дал обет никогда не жениться вовсе, если не сможет взять в жены свою возлюбленную. Но свадьба графа и крепостной крестьянки, пусть и образованной, талантливой, знающей иностранные языки, была в то время совершенно немыслима. Николай Петрович неоднократно обращался к императору Павлу (другом детства которого он был) с просьбой разрешить официальный брак с Прасковьей. Но только в 1801 году, когда ему исполнилось пятьдесят лет, Шереметев, с разрешения Александра I, смог взять в жены свою тридцатитрехлетнюю избранницу.






Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым.



Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню.


Казалось бы, вот оно, счастье: Прасковья стала графиней Шереметевой, создана семья, к которой много лет так стремились влюбленные. Но радость была недолгой. В 1803 году, 3 февраля, у супругов родился сын Дмитрий, а вскоре, 23 февраля, Прасковья умерла от обострившегося туберкулеза.




После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.





Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.


Справа - средний портик правого крыла


Устав этого благотворительного учреждения был утвержден лично императором Александром I третьего мая (21 апреля по старому стилю) 1803 года. Первый параграф Устава гласил "оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени"

Строительство дома, начатое еще в 1792 году, завершили в 1810, уже после кончины Николая Петровича (он умер в 1809 году).  Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения — 28 июня 1810 года, при огромном стечении народа.


Правое крыло дома



Странноприимный дом был  построен полностью на средства графа. На создание Странноприимного дома Николай Петрович потратил огромную по тем временам сумму в несколько миллионов рублей, назначил на его содержание пятьсот тысяч рублей и завещал одно из своих больших сел в Тверской губернии.



В доме была больница на 50 мест, приют для 100 человек, храм и библиотека.

Левое крыло дома - по цетру - средний портик, соответсвенно, левого крыла


Потомки графа Шереметьева содержали Странноприимный дом до революции 1917 года, затем он был национализирован.

Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Ворота

Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность,


История Странноприимного дома графа Шереметьева служит как бы иллюстрацией к поучительным словам, которые он в своем завещании адресовал своему сыну Дмитрию. Николай Петрович писал, что в жизни у него было все: слава, богатство и роскошь. Но он просил сына помнить, «что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».


Странноприимный дом Шереметева 1990 – 1991



Странноприимный дом Шереметева 1990 – 1995.  (институт имени Н. В. Склифосовского)
Фрагмент главного входа



Торцы крыльев архитектор украсил шестиколонными портиками.




 Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов.



Барельеф на здании института им.Склифосовского  1992


Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.








Странноприимный дом Шереметева  1970 – 1978


Более 200 000 человек получили в доме помощь.


Средний портик правого крыла

За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи.


Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.




В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.
Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей.

В Русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов.


В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.
Главный хирург НИИ им. Склифосовского С.С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.

Памятная доска на стене дома



В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.



Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.




Странноприимный дом Шереметева  1970 – 1980
Странноприимный дом Шереметева (институт имени Н. В. Склифосовского. Интерьер после реставрации )

За время существования здания его конструкции понесли значительный ущерб: был поврежден декор внутри и снаружи. Выполненная в 1950-х годах под руководством архитектора А. Шайхета реконструкция памятника зодчества в значительной мере улучшила режим его эксплуатации. По проектам и под руководством архитекторов А. Ильенковой (при участии Л. Левченко), а позже Е. Жаворонковой в 1970-х годах были восстановлены венчающие части купола, освобождены от позднейших наслоений многие декоративные элементы, возобновлены утраты архитектурных деталей фасадов и интерьера, реставрирована ограда.



Странноприимный дом Шереметева  1970 – 1980. Странноприимный дом Шереметева (институт имени Н. В. Склифосовского
Роспись купола после реставрации )

Наиболее примечательной является реставрация росписи купола, которой была возвращена первоначальная свежесть красок Скотти. (Эта работа осуществлена бригадой художников Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР в составе Г. Рыхлова, В. Романовой, В. Алисова и В. Иванова). Мягкая цветовая гамма, интересная композиция позволяют отнести декор купола к наиболее ценным произведениям монументальной живописи, сохранившимся в памятниках зодчества столицы



Троицкая церковь

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.



По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.



Б.Сухаревская площадь. Домовый храм Шереметевского странноприимного дома  1911


В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».




Tags: Москва, административное здание, памятник архитектуры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments