vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Божедомка


Всего 100 фото

Небольшой район в современном Центральном округе  Москвы, который расположен между   Проспектом Мира, улицами Новослободской, Сущевским валом и Садовым кольцом, когда-то именовался Божедомка. К этому району относят улицы Самотека, Дурова,   Селезневская, Октябрьская, Образцова, Трифоновская, Достоевская, Советской Армии,   площадь Борьбы, Суворовская площадь,  Олимпийский проспект, Институтский переулок, и другие. Но невозможно увидеть все сразу. Сегодня пройдем часть из них. Но сначала – о названии этого района – « Божедомка».
В древности здесь лежало село Сущево. Тут расположились две ремесленные слободы, а глухая окраинная территория будущей Божедомки была частью огромной рощи, которая затем получила имя Марьиной. Во второй половине XV века здесь, на речке Самотеке, появился один из так называемых «убогих домов» (божьих домов) старой Москвы, едва ли не первый в городе.  В дома эти свозили тела безродных, безвестных людей, бродяг и нищих, найденных мертвыми на улицах, умерших насильственной смертью, от заразных болезней и без покаяния, самоубийц, иноземцев, не опознанных или не разысканных родственниками. Для православного погребения таких покойников и были устроены убогие дома.
Убогий дом представлял собой сарай с глубокой ямой, куда на лёд складывали тела покойников. Что-то типа морга. Трупы лежали до весны, чтобы была возможность разыскать родственников или опознать тела.
В 7-ой четверг после Пасхи (семик), за 3 дня до Троицы, в Божедомье приходил священник и отпевал все тела "заложных" покойников общей панихидой, после которой яма с телами засыпалась. Погребение странников и убогих почиталось на Руси и считалось милосердным делом. На такие панихиды приходило много народу, а на местах захоронения частенько строили монастыри.   Убогий дом на Самотеке был приписан к местной церкви во имя Иоанна Воина. В XVII веке на Семик и на Покров к нему отправлялся крестный ход из ближайшего Высоко-Петровского монастыря.
Постепенно по указу Синода убогие дома Москвы были полностью уничтожены. В 1763 году последним закрыли Божедомье близ Марьиной Рощи. Оно находилось на месте гостиницы Центрального дома Советской Армии (гостиница «Славянка»).
Это печальное заведение, с которого началась история местности, и оставило в московской топонимике имя Божедомка. Появились улицы Старая Божедомка (ныне ул. Дурова), а в XIX веке – и Новая Божедомка (ныне ул. Достоевского). Здесь и была устроена московская больница для бедных, позднее названная Мариинской в честь ее
основательницы – императрицы Марии Федоровны.
Именно это место стало родиной Ф.М. Достоевского, сострадателя "униженных и оскорбленных". Начнём свой марщрут с одноимённой станции метро - Достоевская.

02
[Spoiler (click to open)]
Станция «Достоевская» была открыта 19 июня 2010 года.
Светлая и очень современная станция метро. Есть даже лифт для инвалидов. Подземный вестибюль украшают панно, выполненные в технике флорентийской мозаики. На них изображены сюжеты из романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», а также портрет самого автора. Автор оформления столичной станции метро "Достоевская" художник Иван Николаев.
Отполированный гранит и мрамор даёт удивительный эффект отражения и зрительно увеличивает станцию, на этой станции  создаётся какое-то ощущение нереальности.

03


При выходе из метро – величественное здание Театра Российской Армии. Театр является одним из ярчайших примеров сталинского ампира — не имеющее себе аналогов, грандиозное по масштабам здание в форме пятиконечной звезды, построенное в 1934—1940 годах на Суворовской площади по проекту К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева (при участии Б. Г. Бархина). Это первое театральное здание, спроектированное и возведенное в Москве после революции. Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.
По преданию, во время Великой Отечественной войны при бомбежках Москвы немецкие летчики использовали необычную конфигурацию здания театра как ориентир. Лучи пятиконечной звезды точно указывают направление на крупные транспортные узлы столицы (Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы, Комсомольская площадь). Пятый луч указывает направление на центральную часть Москвы.

04


05


В 3-х минутах ходьбы от метро «Достоевская» находится небольшой Екатерининский парк. Центральный вход в парк находится напротив Театра Российской Армии.
В Екатерининском парке подойдем к  памятнику Суворову А.В.  Памятник великому русскому полководцу,   не потерпевшему ни одного поражения, но совершившему немало славных побед и походов,  установлен в 2006 г. рядом с часовней, освященной в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святого великомученика Иоанна Воина. Бюст Суворова, мемориальная стела и часовня вместе представляют собой мемориальный комплекс, посвященный гениальному полководцу, открытый по инициативе правительства Москвы совместно с Московским Домом ветеранов войн и Вооруженных Сил. На полукруглой стене выбиты названия и даты сражений, проведенных генералиссимусом.

06

07


08


09


10


Недалеко от парка – на Трифоновской улице - расположен Армянский храмовый комплекс Армянской апостольской церкви. Собор Армянской апостольской церкви в честь Преображения Господня открыт  17 сентября 2013 г.,  на церемонии освящения, которую провел каталикос Гарегин II, присутствовали патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Армении Серж Саргсян.

11


На фоне всего комплекса своим объемно-пространственным видом выделяется храм высотой 50 метров, своим положением выражающий собственную первостепенную роль.

12


Фасады храма  отделаны охристо-оранжевым туфом, привезенным из Армении. Вокруг здания храма располагается резиденция Патриаршего экзарха Армянской апостольской церкви в Москве, просветительский центр (воскресная школа), библиотека, конференц-зал, клубная часть, подземная автостоянка, инженерно-технические помещения.

13

Главная площадь комплекса.

14


Часовня Святого Креста

15



Мемориал в память о жертвах геноцида армян.
16


На углу Трифоновской улицы и улицы Образцова расположено Московское инженерное училище ведомства путей сообщения. Было учреждено 23 мая 1896 г. На следующий день получило статус «Императорского» (ИМИУ). В 1913 г. ИМИУ было переименовано в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС).  19 ноября 1924 г. путем объединения ВТК с МИИПС был образован Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).

17


18


Главное здание МИИТ было  возведено в 1898 году по проекту архитектора И. С. Китнера (строил архитектор М. К. Геппенер). По проекту Китнера здание Училища напоминало Высшую техническую школу в Берлине - Шарлоттенбург: большой продолговатый прямоугольник с тремя внутренними дворами.

19


20
Вечный студент. «Вечного студента» посадили на скамью у главного корпуса МИИТа в 2005 году – в честь 110 набора абитуриентов. Рядом со студентом лежит книга, а на ней — пенсне. Именно так выглядел, как утверждают исторические источники, студент Императорского московского инженерного училища ведомства путей сообщения образца 1895 года.

21



22

Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Московского института инженеров транспорта, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Дата постройки: 1970 г.
Каменную стелу венчает орден Победы и даты: "1941 - 1945".

23

24

Студент, вернувшийся с войны. На фронтах Великой Отечественной воевали тысячи МИИТовцев. Из них не вернулись более 200.

25


26


27


28

Улицы Образцова и Достоевского пересекаются у небольшой треугольной  площади Борьбы. Ранее площадь носила название Александровская, по имени расположенного рядом бывшего Александровского института благородных девиц. В начале XX века в сквере на площади Борьбы установили памятник бывшему немецкому посланнику в России Отто Фон Бисмарку, который в 1914 году спешно снесли.
Во время Октябрьских боев 1917 г. площадь была занята белогвардейцами, построившими здесь баррикады. Но эти баррикады были скоро разрушены, и площадь занята рабочими революционными отрядами. Поэтому в 1937 г. она получила название площади Борьбы

29
Площадь Борьбы
Жилой домом № 15/1 на углу с улицей Образцова. 1916 г.
В  этом доме  45 лет (1922-1966 г.г.)  жил поэт Давид Самойлов(1920, Москва-1990, Таллин) — русский советский поэт, переводчик. Один из крупнейших русских поэтов второй половины ХХ века и одной из  ярчайших личностей своей эпохи.
Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.
А в Москве — допотопный трамвай,
Где прицепом — старинная конка.
А над Екатерининским —грай.
Всё впечаталось в память ребёнка!
Дом построен по индивидуальному проекту в 1916 году. Всего в доме 7 этажей. Над окнами 5 этажа  местами проходит лепной фриз, на котором сидят небольшие орлы в компании с превращающимися в растительный узор лебедями.

30

31


32



33



34
Под этими окнами тоже размещены небольшие лепные украшения, среди которых имеются лиры с орлиными головами.


35

На площади находится городской сквер и несколько скульптур, в том числе памятник героям поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
11 мая 2000 года исполнилось 10 лет со дня смерти Венедикта Ерофеева, автора знаменитой поэмы "Москва-Петушки". К этой дате в Москве, в сквере на площади Борьбы был открыт памятник литературным героям поэмы. Авторами бронзового памятника, который изображает Веничку и его подругу - рыжеволосую девушку "с косой до попы", стали скульпторы Сергей Манцерев и Валерий Кузнецов. Работа над скульптурой длилась около двух лет. Сквер на площади Борьбы был выбран для установки монумента не случайно - здесь Веничка "выпил стакан кориандровой" по пути с Каляевской (ныне Долгоруковской) улицы на вокзал. Ранее, кстати, герои скульптурной композиции были временно порознь установлены на столичном Курском вокзале и на станции Петушки.
Памятник представляет собой две удаленные друг от друга скульптуры, изображающие героев романа Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Одна — платформа Курского вокзала, где подвыпивший Венечка опёрся о столб, на котором написано «Москва», на постаменте надпись: «...Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться!».
Справа — платформа станции «Петушки», где ждёт его любимая женщина. Сверху дорожный столб с подписью «Петушки». На постаменте: «В Петушках — жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет».

36


37


Платформа Курского вокзала, где подвыпивший Венечка опёрся о столб, на котором написано «Москва», на постаменте надпись: «...Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться!».

38


39


Жилой дом № 13 (бывший доходный дом баронессы Корф и княгини Ширинской-Шихматовой).

40


41


42


43


44


45


Бывший  Александро-Мариинский приют для беззащитных детей Братолюбивого общества. В 1879 году было образовано «Общество призрения детей, просящих милостыню в Москве». Это общество приобрело владение №11 по Перуновскому переулку (ныне — площадь Борьбы, 11) и построило двухэтажный дом, в котором основало приют для беззащитных детей, названный в честь императора и его матери Александро-Мариинским.
Сюда со всей Москвы привозили малолетних бродяг и сирот. Когда денег на детей не хватало, общество проводило благотворительную лотерею в пользу приюта.

46


На площади Борьбы снимали фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика.
Кадр из фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».
Слева – тубдиспансер (д. 11) – бывший Александро-Мариинский приют. Правее видна часть жилого дома № 13 (бывший доходный дом баронессы Корф и княгини Ширинской-Шихматовой).

47

Трехэтажное здание БЦ «Перуновский 3» построено в неоклассическом стиле в 1905 г. Еще его называют «Особняк Перуновский» Белоснежный фасад декорирован треугольными фронтонами, над парадным входом расположено высокое витражное окно, увенчанное фигурным арочным портиком. Главное украшение особняка – изумительная ротонда с остроконечным шпилем.

48


Дом адвоката И. М. Мануйлова
Особняк на пересечении улицы Достоевского и Чернышевского переулка - красивый неоклассический доходный дом адвоката, издателя, преподавателя университета И.Мануйлова. Здание это находится на большом земельном участке Александровского училища, которое сдавало его по частям в долгосрочную аренду. На одной из них арендатор, И. М. Мануйлов и выстроил этот особняк;
Автор дома - художник и архитектор Николай Жерихов, 1912 год.
Особняк чуть не уничтожил владелец, который запланировал реконструкцию. Работы остановили, когда дом лишился крыши и межэтажных перекрытий. В таком плачевном виде наполовину деревянное здание (между прочим - объект культурного наследия регионального значения) простояло три года. Мосгорнаследие обещает, что злоключения дома, наконец, окончены. Небольшой жёлтый особняк был хорошо известен жителям улицы Достоевского. Его фасад богато декорирован стилизованными неоклассическими элементами — чугунными жар-птицами, поддерживающими козырёк, фризом с античными всадниками на конях (Панафинейское шествие — последний писк моды 1910-х-), а также  пальметтами, венками и лирой.  В год строительства дома Мануйлова был открыт Музей на Волхонке, южный фасад которого украсил фриз Панафинейское шествие, тут же ставший модным в городе.
Вместе с Александровским институтом, Мариинской больницей и театром Советской армии дом И.М. Мануйлова формировал «классицистический стержень» улицы и всего района. Сейчас дом закрыт фальш-фасадом.

49

Мариинская больница для бедных в Москве была построена на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны на Божедомке (теперь улица Достоевского). Одна из первых бесплатных клиник в Москве. Марией Федоровной были учреждены две больницы для бедных, названные после смерти их основательницы Мариинскими.
Первой по проекту архитектора Кваренги появилась Санкт-Петербургская больница для бедных на Литейном проспекте. В 1804 году по тому же петербургскому проекту заложили здание-близнец в Москве. В Москве его воплощали архитекторы И. Жилярди и А. Михайлов. По уставу больницы на лечение в неё мог быть принят неимущий любого пола, нации, звания и состояния. Здесь же (впервые в России) были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов». Больница открыта в 1806 году.
В середине XIX в. больница стала расширяться: архитектор М. Д. Быковский пристроил симметричные крылья и примерно тогда же флигели надстроили третьим этажом. В нашествие Наполеона больница стала госпиталем и для французских раненых, поэтому захватчики не сожгли ее. В этих стенах и многие москвичи укрывались от огня,
В 1821—1837 годах в больнице работал штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский — отец великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Во флигеле больницы, где на казенной квартире жили его родители, в 1821 году родился Ф. М. Достоевский.
После 1917 года Мариинская больница получила имя Ф. М. Достоевского, в 1925 году в здании разместился Московский туберкулёзный институт.

Главный корпус, 1803-1805 гг.

50

В 1936 году в парадном дворе больницы был установлен (перенесенный с Цветного бульвара) памятник писателю работы скульптора Меркурова.

51

Скульптура изображает Ф. М. Достоевского в арестантском халате — в годы, когда он за участие в кружке М. В. Петрашевского находился на каторге.
Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.
Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А.Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который гармонично с ней сочетается.
Эта скульптура была задумана С.Д. Меркуровым как часть триады — памятников Толстому, Достоевскому и скульптуры «Мысль». Сейчас памятники из этой триады стоят в разных концах Москвы. Памятник Достоевскому был установлен в 1919 году на Цветном бульваре, неподалеку от мастерской скульптора, а в 1936 году перенесён в сквер бывшей Мариинской больницы. Памятник Толстому — в 1928 году был установлен в сквере Девичьего поля, а потом перенесён во двор музея Толстого на Пречистенке. Скульптура «Мысль» установлена на могиле Меркурова на Новодевичьем кладбище.

52


53

54


Федор Михайлович Достоевский родился в правом флигеле Мариинской больницы. Сейчас здесь расположен музей-квартира великого писателя.
На Божедомке прошли детские и юношеские годы Федора Михайловича, а из окна квартиры на первом этаже больницы он мог наблюдать неприглядные картины самых низов общества.

55

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

56


Левый флигель Мариинской больницы (Первый Московский гоударственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Факультет высшего сестринского образования психолого-социальной работы).

57

При восстановлении ансамбля Мариинской больницы усилия реставраторов (автор проекта реставрации – В. Либсон) были направлены на ликвидацию позднейших искажений памятника и восстановление многочисленных утрат в белокаменных частях; в частности, была восстановлена сильно пострадавшая от времени стильная ограда по улице Достоевского с белокаменными столбами и пилонами двух ворот, завершенных скульптурами львов. Такими же львами украшены ворота Павловской больницы

58


Московский Александровский институт — образовательно-воспитательное женское учреждение в Москве.
В 1804 году при Московском Екатерининском училище благородных девиц было создано отделение для девиц недворянских сословий — дочерей обер-офицеров, мещан и прочих. С декабря 1807 года оно стало именоваться Александровским. Учреждение мещанского училища преследовало две основные цели: расширить круг лиц, имеющих образование вообще, и лиц, воспитанных в заведениях императрицы Марии Федоровны. С 1842 года отделение выделили в самостоятельное мещанское училище, которое с 1891 года было преобразовано в Александровский женский институт. Основанием для зачисления в институт могли служить различные обстоятельства: сиротство, смерть отца и, наконец, тяжёлое материальное положение семьи.
Александровский женский институт (1803—1806, архитекторы А. А. Михайлов, Д. И. Жилярди, Д. Кваренги), сейчас — НИИ Фтизиопульмонологии (Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова); Российское общество фтизиатров.

59

60


Автор: неизвестен - https://pastvu.com/p/434883, Общественное достояние,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47376739

61


62


Мариинская больница и Александровский институт впоследствии дали названия улицам, переулкам и площади, окружающим эту местность. По расположению Мариинской больницы названы:1-й Мариинский переулок ныне переулок Достоевского. 2-й Мариинский переулок ныне переулок Чернышевского. А по расположению Александровского института названы: Александровская улица с 1936 года Октябрьская улица.
Институтская улица (в конце XIX века, до 1949 года — Бахметьевская улица, ныне Улица Образцова).
Александровский переулок, а первоначально — Сорокинский (по фамилии одного из домовладельцев) ныне Институтский переулок. А также произошло прежнее название близлежащей Александровской площади (ныне — площадь Борьбы).


Переулок Чернышевского Сам переулок, даже несмотря на то, что многие здания в нем исчезли, все-таки похож на небольшой архитектурный заповедник. Этот переулок стал большой киноплощадкой. Здесь снимали несколько сцен знаменитого фильма Э.Рязанова «Служебный роман»,  фильм «Подросток» по роману Ф.М.Достоевского. А на углу этого переулка и ул.Селезнёвская снимали фильм «Тишина». Переулок был проложен в конце 1880-х гг. по обширному участку купца Карла Фугельзанга, который он разделил на девять меньших и распродал в разные руки. В начале 1890-х гг. на них появились очаровательные деревянные дома - резные, с украшениями, похожие на сказочные избушки.
Сразу на входе в переулок – здание 2-го структурного подразделения Московского православного института святого Иоанна Богослова (Российского православного университета). Первое структурное подразделение университета располагается на Новой площади в Храмовом комплексе во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязами.

63

64


Апостол  Иоанн Богослов

65


Напротив располагается дом архитектора М.К. Геппенера.
М.К.  Геппенер родился  4 июня  1848 года  в Москве,  в  семье  немецкого  торговца. По проектам архитектора М.К.  Геппенера в Москве  были построены здания Мытищинской  и Москворецкой  водопроводных  систем, знаменитые Крестовские  водонапорные  башни,  ряд  учебных  заведений (в том числе – главное здание МИИТ),  пожарные  части  в  Сокольниках  и  на Таганке.  Большая  часть  этих  построек  сохранилась  и  сегодня:  на  бывшей  Алексеевской  насосной станции  сегодня  располагается  ОАО  «Водоприбор»,  Сокольнический  полицейский  дом  занимает Управление по  ВАО  ГУ МЧС  России  по  городу  Москве,  в  здании  лютеранского  приюта  находится Школа акварели Сергея Андрияки и т.д.
Здесь, во 2-м Мариинском переулке (ныне переулке Чернышевского), почти у пересечения переулка с Новой Божедомкой (ныне Достоевского), он выстроил особняк (N 8) для себя, с эркером, выходящим во двор.

66

67


Два деревянных дома 19 века

68


69


70


Главный дом усадьбы Мейер. Дом из Служебного романа

71


Архитектору М.К. Геппенеру принадлежит проект особняка, построенного в 1894 г. и выкрашенного сейчас в яркие белый и красный цвета. На их фоне выделяется вензель из двух букв - "С" и "М". Местные жители гордо утверждают, что они обозначают имя владельца - Саввы Морозова, "того самого". Но знаменитый меценат не имел никакого отношения к этому особняку: оказывается, он принадлежал не ему, а Константину Мейеру, торговцу резиновыми изделиями; вензель же составлен из первых букв его имени и фамилии в латинском начертании

72


73


С правой стороны в глубине участка - тоже любопытный дом, переделанный Геппенером из хозяйственной постройки на территории усадьбы Мейера. В разные годы в этом здании располагались училище, гимназия и даже приют для бедных. В 2008 году  здание было передано государственному музею С.А. Есенина.  С 1912 года поэт начал активное сотрудничество с Суриковским литературно-музыкальным кружком, собрания которого часто проходили в этом доме.

74


75

76


Переулок Достоевского (бывший 2-й Мариинский переулок)
Переулок Достоевского выходит прямо на главное здание Мариинской больницы.

77


78


На углу переулка Достоевского и Селезневской улицы, привлекает своими украшениями двухэтажный особняк. История его начинается в 1859 г., когда коллежский секретарь С. А. Бессонов выстроил для себя одноэтажный деревянный дом. В 1866 г. купчиха Авдотья Ларионова увеличила его пристройками справа и слева, а потом и надстроила второй этаж. В 1889 г. другой купец разукрасил его согласно требованиям последней моды, и в таком виде особняк дошел до нашего времени. Этот домик до революции был особнячком семейства купцов Шерупенковых.

79

80


81


82


83


Напротив дома Шурупенковых, на противоположной стороне Селезневской улицы - бывший  доходный начала XX века. По стилю исполнения очень похоже на творения архитектора Щекотова, который спроектировал ещё один дом (№13) на этой улице .

84


Антроповский сквер, также известный как сквер "Антропова яма" - небольшая зелёная зона с прудом, малоизвестная среди москвичей, но приметная своими историческими деталями.
Сегодня сквер окружает достаточно плотная застройка, но в 19 веке здесь был заболоченный пустырь с несколькими прудами - Антроповы Ямы. Местность получила название по фамилии первого арендатора; пруды использовались для рыбного промысла - разведения карасей - и были достаточно глубокими и полноводными, поскольку подпитывались протекающей неподалёку Неглинкой.
Ко второй половине 19 века здесь вырос настоящий театральный квартал. В 1824 году на территории Антроповых Ям открылся для посетителей Сад "Эрмитаж" на Божедомке - увеселительный сад, ставший предшественником "нового" Сада "Эрмитаж" на Каретном Ряду. Площадь сада составила 8 гектаров, на его территории оказались 2 пруда; им владел фаворит Екатерины II Иван Римский-Корсаков, пожелавший устроить место для гуляний. Позже, когда арендатором сада стал антрепренёр Михаил Лентовский, на берегах прудов обустроили дорожки и поэтические беседки, а к 1880 году в саду по проекту архитектора Дмитрия Чичагова был выстроен оперный театр. Также здесь разместился театр Лентовского "Антей" и ряд театральных помещений, построенных для него по проекту Фёдора Шехтеля.
"Эрмитаж" Лентовского стал сенсацией среди московской публики, которая охотно посещала театральные выступления в саду, но в итоге всё закончилось провалом: Лентовский разорился, и уже в 1890-х годах пруды засыпали, а территорию Антроповых Ям стали застраивать.
Из нескольких изначальных прудов сохранился лишь Селезнёвский пруд округло-прямоугольной формы (60х65 метров, 0,36 гектара). Пруд получил название по Селезнёвской улице, но его часто называют исторически-преемственными именами: Антроповский пруд или Антропова Яма..
Территория вокруг пруда благоустроена, его опоясывает прогулочная дорожка с лавочками, а вокруг разбит сквер. В  бетонных  берегах он, уже изрядно обмелевший, в гордом одиночестве доживает свои дни в круговороте современного  города. Зеркало его вод находится метра на два-три ниже по отношению к поверхности берегов-улиц. В целом, Антроповский сквер не представляет из себя чего-то уникального, но живописный пруд с утками однозначно заслуживает внимания и пользуется популярностью у местных жителей.

85


86


87


88


Селезнёвка.Дом 15 .Комплекс Селезнёвских бань.
Селезневская улица, или просто Селезневка, получила свое название от домовладельца И. Е. Селезнева, жившего неподалеку от места службы - штаб-лекаря в Почтамтской больнице, бывшей на том месте, где теперь Театр зверей имени В. Л. Дурова
Дальняя от улицы часть бань более старая, построена в 1870-х годах. Фасадная часть Селезнёвских бань возведена в 1888 году по проекту А. П. Попова. Фасадная часть состоит из двух корпусов, каждый со своим входом, правый предназначался для простонародья, левый — для знатных посетителей.

89

Воду для бань брали из находящихся рядом Неглиненских прудов, один из которых – Селезневский - сохранился до наших дней. Селезнёвские бани входят в тройку старейших бань Москвы.

90


91


92


93


94


95


Далее по Селезневке - доходный дом купца Крашенинникова (N 13), построенный в 1901 г. по проекту архитектора П. П. Щекотова. Селезнёвские бани принадлежали ему. А доходный дом закрывал от уличного шума его личный дом. Все здания сохранились.

96


97


На Сущевской улице находится один из интересных московских архитектурных памятников - здание полицейской Сущевской части (дом N II). Cущёвская полицейская часть, построена в начале 1850-х годов по проекту архитектора М. Д. Быковского. Здание примечательно высокой пожарной каланчой с площадкой, по которой когда-то ходил часовой, обязанный сообщать о возникновении пожара. В этом случае на мачте поднимались черные шары в определенном сочетании, означавшем часть, в которой начался пожар. Каланча Сущёвской части — одна из самых старых и хорошо сохранившихся в Москве.
В арестном помещении при части была заключена знаменитая в 70-х гг. 19 века игуменья Митрофания, обвинявшаяся в подлоге. Игуменья Митрофания, в миру дочь наместника Кавказа, фрейлина высочайшего двора, баронесса Прасковья Григорьевна Розен обвинялась в подлоге векселей и мошенничестве. Пользуясь тем, что монашеская мантия внушает доверие, игуменья получала крупные суммы по поддельным векселям веривших ей людей. Не один человек пострадал от ее махинаций, правда все деньги она тратила на развитие Общины сестер Милосердия. В октябре 1874 года Московский окружной суд присудил игуменью к ссылке в Енисейскую губернию на 3 с половиной года, и ей было запрещено покидать Сибирь на протяжении 11 лет.
Там же дважды сидел малолетний революционер Владимир Маяковский. В первый раз он попался у подпольной типографии, но при аресте умудрился съесть толстый блокнот вместе с переплетом, в котором были компрометирующие записи, и его в скором времени выпустили; второй раз его арестовали по подозрению в связях с грабителями - так называемыми "экспроприаторами".

98

99


100


Источники
Википедия
https://plus.google.com/100276774018053149992/posts  -Николай Чередников –Записи-Google+
http://www.otzyv.ru/ Москва. Божедомка Достоевского. Мариинская больница .Александровский институт. Часть 3.
https://pastvu.com/  Перуновский переулок, площадь Борьбы
и другие источники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments