vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Доходный дом М.Н. Миансаровой- шедевр архитектуры России начала XX века, Сухаревская площадь, 12



Изумрудный дом в неорусском стиле с элементами модерна на Садовом кольце привлекает внимание ярким, запоминающимся обликом. Доходный дом М.Н. Миансаровой-Гутмана (Дом с изразцами) постройки 1908-1912 годов имеет более чем вековую историю.






В XVIII веке на этом месте площадью 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор, где большой пруд окружали несколько деревянных строений, в которых помещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и прочие учреждения. Здесь же находилось одно из первых московских учебных заведений — артиллерийская школа, образованная в 1701 году.



Сквер перед домом Миасаровой. Справа на фото стелла - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства".








В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части, на котором был выстроен дом, приобрел купец 1-й гильдии, банкир, действительный статский советник Иван Степанович Ананов (1811–1888) - крупнейший московский домовладелец и один из богатейших людей России конца XIX века. В 1887 году его именем был назван расположенный неподалеку Ананьевский переулок. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями.





Земли под строительство перешли дочерям И.С. Ананова. Одна из них, Елена Ивановна, была замужем за адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым. В 1908 году Елена Миансарова, дочь Ананова, приступает к строительству доходного дома в стиле модерн.
Для постройки здания Миансарова пригласила архитектора Сергея Родионова, известного по прекраснейшему зданию Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке.

К 1912 по   доходный дом   был построен. Чаще его называют "Дом  для обувного торговца Гутмана и дочери "банкира" М.Н. Миансаровой". Доподлинно неизвестно происхождение официального названия дома.


Здание  сразу прозвали «Домом с изразцами», так как оно было  таким нарядным! На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры.



Архитектура

В конце девятнадцатого началеХХ векв в России возникает мода на древнерусский архитектурный стиль. В основном,  в новой  стилистике строились  величественные соборы и государственные  здания,   но встречались и обычные домовладельцы,  стремившиеся следовать современном архитектурным тенденциям.    Доходный дом на Сухаревке для дочери банкира Миансарова был построен в 1912 году известным архитектором Сергеем Родионовым.  Здание стало прекрасным образцом  смешения модерна и древнерусского стиля.  Примером для этого направления служил  яркий праздничный храм Василия Блаженного.




Фото отсюда "Купола собора Василия Блаженного" https://vladimirtan.livejournal.com/45059.html


Использование цветной керамики,  оригинальных архитектурных элементов,   множества деталей в декоре - вот основные черты русского стиля. Архитектор  обращается к русской архитектуре XVI-XVII веков - храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге,  здание Исторического музея в Москве - вот лишь некоторые примеры подобных построек.















Здание на Сухаревке отличается четко  выделенными вертикальными линиями,  визуальным делением крыши на отдельные элементы. Все это придает дому стройный  легкий и современный облик,  при этом сохраняются характерные особенности  русского стиля  и его яркий колорит .

Фасады отделаны  цветной керамикой.  Изразцовые вставки в облицовке кокошников, керамическая плитка для фасадов были  изготовлены заводом в Абрамцево и мастерской Петра Ваулина «Кикерино».




Панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.










Несколько слов о доме

Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей.



Фасад на Панкратьевский переулок — намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части — левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой.


















Крыша представлена двускатным и бочкообразным объёмами, которые характерны для древнерусской архитектуры.






                                                                                                                                                                                                                              .
Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке.



Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки,  что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье.





Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский — витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами.








Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части — сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками — снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.
















Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе.


Москва Сухаревская площадь. 1923 г.


1934-1935 Сухаревская площадь





Сергей Константинович Родионов


Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.


Родионов С.К.Талантливый архитектор подаривший нам это чудесное здание
Родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил обучение в Императорской Академии художеств.
Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву.


Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.



Константинопольское патриаршее подворье — комплекс зданий в Москве, расположенных в Крапивенском переулке. Возведены в 1887—1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова для организации подворья Вселенской патриархии
В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены.
С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде.
Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.
Tags: Москва, доходный дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments