Большая Морская ул., 45 Архитектор: Монферран О. Год постройки: 1836 Стиль: Классицизм
Это было каменное здание. Оно было одноэтажным на высоких подвалах, шириной в семь осей. Справа от него располагались ворота. Владельцем особняка был капитан Пётр Тимофеевич Савелов.
Дом П. Т. Савелова, 1740-е годы
В 1776 году территорию приобрёл у предыдущего хозяина участка действительного статского советника Сергея Сергеевича Гагарина первооткрыватель "Слова о полку Игореве" Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744—1817), граф, государственный деятель, коллекционер, археограф и историк. С 1775 начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории. Мусину-Пушкину удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение Владимира Мономаха». Он опубликовал «Книгу Большому Чертежу» (1792), «Русскую правду» (1792), «Духовную вел. кн. Владимира Всеволодовича Мономаха…» (1793) и «Слово о полку Игореве» под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича» (1800). Коллекцией Мусина-Пушкина пользовались Н. М. Карамзин, И. Н. Болтин и др. При нашествии Наполеона часть коллекции Мусина-Пушкина погибла во время московского пожара 1812.
От последнего особняк через четыре года достался Петру Кирилловичу Разумовскому, одному из сыновей последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского.
С 1810 по 1834 год домом владела семья Хитрово. Алексей Захарович Хитрово (1776-1854) был Государственным контролером России. Именно при нем было поставлено здание Госконтроля на Мойке.
Алексей Захарович Хитрово́ (1776, Москва — 1854, Петербург) — русский государственный деятель из рода Хитрово. Сенатор (с 6 июля 1813 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1832 года), член Государственного совета (с 6 апреля 1827 года), второй Государственный контролёр России (3 марта 1827 — 21 февраля 1854 года), проведший на своём посту рекордный для Государственного контроля срок.

Здание Государственного контроля, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 76 (фотография Карла Буллы, 1914 год)
Особняк В. Ф. Гагариной. Охранная доска.
В 1834 г. этот дом выкупил Огюст Монферран со своей женой Элизой. В 1835 г. был утверждён проект перестройки здания, однако в 1836 г. Монферран продал дом вместе с проектом владельцу соседнего дома №43 Павлу Николаевичу Демидову за 150 000 рублей.
Жена Монферрана — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер (1797—1868) - французская актриса, в 1826—1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Монферраном. Брак заключен 5 ноября старого стиля 1835 года.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год
План дома.
Граф Павел Николаевич Демидов (1798 — 1840, Майнц) — русский предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831-34 гг. курский губернатор. Известен главным образом как меценат и благотворитель.
Архитектор переселился в особняк на другой стороне Мойки (дом №86-88), который купил 5 февраля 1836 г.
Дом Монферрана на набережной реки Мойки, 86-88
И сразу же начал перестройку домов №43 и 45 по Большой Морской для нового хозяина. Соседний участок (дом №43) был приобретён Демидовым в то же самое время.
Архитектор построил в 1836 г. один из самых нарядных и необычных особняков Петербурга. Он отличается асимметричной композицией: к одноэтажному корпусу, стоящему по красной линии, примыкает трехэтажная пристройка, немного отодвинутая в глубину участка.
Одноэтажный корпус выстроен в классическом стиле с элементами барокко, а примыкающий к нему трехэтажный напоминает итальянские виллы эпохи ренессанса.
Над парапетом была установлена скульптура с гербом Демидова.
Для сравнения - герб на соседнем доме Демидова, архитектор О.Монферран

Фигуры Славы держат картуш с гербом на доме Демидова (герб уже не Демидовых) .
К 1900-м годам скульптура с гербом Демидовых, установленная над парапетом одноэтажной части особняка, исчезла.
Особняк княгини В.Ф.Гагариной. 1890 –1903
Дом Дом Демидовых, Большая Морская ул., 43
Трехэтажная пристройка. Асимметричный фасад имеет открытую террасу

Декоративные рельефы трехэтажного корпуса изображают сюжеты басен Лафонтена- на фрагменте:

Терраса украшена четырьмя мраморными бюстами


Парапет одноэтажной части особняка украсили три горельефных панно,как бы обыгрывающие тему мастеров искусств и правителей-меценатов: "Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи", "Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра" и "Карл I подаёт Тициану кисть". Они должны были показывать внимание властителей к мастерам искусств. К первым Монферран причислял Демидовых, ко вторым себя.



Более подробно

Версия художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867)

Жан Огюст Доминик Энгр: смерть Леонардо да Винчи
(На самом же деле король Франциск в день смерти Леонардо был очень далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем, но разве это важно, когда речь идет о таком человеке, как Леонардо да Винчи?)
Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра


Орас Верне – Папа Юлий II заказывет Браманте, Микеланджело и Рафаэлю работы по возведению собора святого Петра

Карл I подает кисть Тициану

Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».

Тициан, Конный портрет Карла V, 1548 г. Музей Прадо, Мадрид
После смерти П. Н. Демидова дом №45, равно как и соседний, унаследовал его сын Павел Павлович.
Гагарины — разветвлённый княжеский род, происходящий через князей Голибесовских
от удельных князей Стародубских и далее от Рюрика

Князь Сергей Сергеевич Гагарин – последний из рода Гагариных, внук владельца особняка в XVIII веке. В 1851 и 1852гг. состоял в свите Великих князей Николая и Михаила Николаевичей во время путешествия их по России и за границей.
С конца 1940-х гг. здесь Дом композиторов.

Примечательный дом на Большой Морской улице выделяется не только ярким экстерьером. Детали интерьеров, сохранившиеся с XIX века, деревянные панели и двери, мраморные и резные камины до сих по украшают этот особняк.

Парадная
В 1873 году по проекту архитектора Ивана Васильевича Штрома была создана новая парадная лестница из белого мрамора.
Парадная лестница в особняке Гагариной выполнена из светло-серого мрамора с неравномерной текстурой. При этом несмотря на свой небольшой, особенно для особняка, размер, она имеет достаточно сложную конфигурацию. Ступени из мрамора достаточно широкие, но при этом низкие – по таким удобнее всего подниматься наверх
Знаменитая летящая мраморная лестница

Парадная лестница

Музыкальный зал в особняке Гагариной