vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Особняк П.Н. Демидова, Большая Морская ул., 43

Дом Демидовых на Большой Морской, 43, — ровесник Исаакиевского собора. И строился также по проекту архитектора Огюста Монферрана. Талант Монферрана и деньги Павла Николаевича Демидова — одного из богатейших промышленников России — позволили создать в центре Северной столицы изящный особняк в стиле необарокко.

Первая каменная постройка на Большой Морской, 43, появилась еще в 1740-х годах. Сначала это был купеческий одноэтажный дом "на высоких подвалах в одиннадцать окон". Потом дом стал двухэтажным, менял хозяев.

                                                                                                                                                                                                                                .
В 1836 году  дом вместе с участком земли приобрел  Павел Николаевич Демидов — действительный статский советник, владелец уральских чугуноплавильных заводов и меценат.



Павел Николаевич Демидов в молодости. С портрета, выполненного
в 1814 г. в Париже. history.ntagil.ru



Демидов как раз готовился к свадьбе с одной из первых петербургских красавиц, баронессой и фрейлиной Авророй Шернваль.


Карл Брюллов. "Портрет княгини Авроры Демидовой"  (ур. Шернваль) (1837)


Но одной только покупкой особняка промышленник не ограничился: его друг архитектор Огюст Монферран не только продал Павлу Николаевичу соседнее строение — собственный дом на Большой Морской, 45, но и согласился руководить перестройкой и отделкой нового особняка Демидова. Согласился, несмотря на хроническую нехватку времени, сил и нервов — в ту пору архитектор занимался возведением Исаакиевского собора.


План здания
                                                                                                                                                                                                                                  .
Павел Николаевич Демидов скончался через четыре года после свадьбы, в 1840-м, оставив вдову с полуторагодовалым сыном Павлом, будущим князем Сан-Донато.


Аврора Шернваль с  сыном

                                                                                                                                                                                                                                        .
Образец для Зимнего дворца
Монферран полностью переделал фасад дома Демидова, добавив в его отделку элементы барокко.




Фигуры Славы держат картуш с гербом .



Цоколь облицован сердобольским гранитом.






Сердобольский гранит разновидность гранита,  добывавшийся в 1770—1930-х годах в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (современный Сортавала). В исторических источниках термин «сердобольский гранит» употреблялся в отношении любых серых до чёрных твёрдых горных пород, которые добывались в окрестностях Сердоболя.






Обрамлением въезда во двор, по замыслу архитектора, стала единая композиция, состоящая из ворот, балкона и двух ниш с фонтанами.




Первый этаж сделан "под руст" и оштукатурен (хотя, по другим документам, изначально первый этаж был рустован плитами из белого итальянского мрамора с отделкой "под туф" — с углублениями округлой или удлиненной формы).


Белым мрамором облицованы ниши для фонтанов, из него выполнены шесть герм (каменные поясные фигуры, изначально — бога Гермеса) с мужскими и женскими полуфигурами (работа петербургской фирмы Трискорни), поддерживающие балкон второго этажа.


Атланты и кариатиды под балконом.


















                                                                                                                                                                                                                                          .
Верхние этажи здания украшены пилястрами, в центральной части фасада расположена скульптурная композиция "Слава" работы французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в России (он — автор памятника Петру I в Кронштадте). Крылатые фигуры держат развернутый свиток с гербом Демидовых — позже он, правда, превратился в итальянский королевский герб, но об этом чуть дальше.








Герб Демидовых




Описание герба: В щите, разделённом горизонтально золотою полосой, в верхней части в серебряном поле изображены три зелёные лозы рудоискательные. В нижней части в чёрном поле виден серебряный молот. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом. Намёт на щите серебряный, подложенный зелёным.







В интерьере особняка особо известным стал Малахитовый зал. Впервые малахит был применён для облицовки помещения (колонны и камин), до этого он применялся только для украшения небольших предметов (ваз, шкатулок, табакерок).


Малахитовый зал

Облицовку колонн и камина выполнила фирма Трискорни. При этом использовался камень, добытый во владениях Демидовых на Урале. Только после появления Малахитового зала в особняке Демидовых подобный декоративный приём был применён в Зимнем Дворце и в иконостасе Исаакиевского собора.

Малахитовый зал. Эрмитаж в акварелях Константина Андреевича Ухтомского.1865




Иконостас Исаакиевского собора

                                                                                                                                                                                                            .


Вид части вестибюля и парадной лестницы





Обеденный зал






Танцевальный зал в итальянском посольстве




Танцевальный зал





Фото интерьера  из интернета, включая humus в Санкт-Петербург. Часть 53. Посольства иностранных держав в Санкт-Петербурге

                                                                                                                                                                                                                        .
Во второй половине XIX века в права владения особняком вступил сын Павла Николаевича и Авроры Карловны — Павел Павлович Демидов. Впрочем, сам он на Большой Морской не поселился. Вначале — в 1864 году — дом был сдан итальянскому посольству за 10 тыс. рублей в год, а в 1874 году и вовсе продан.
                                                                                                                                                                                                                                        .
В 1910 году дом был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность итальянского государства. В начале Первой мировой войны посольство пустеет. Но в 1924 году, когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и Страной Советов, здание возвращается Италии. И если герб на фасаде итальянцы поменяли сразу по вступлении в права собственности еще до революции, то внутренним убранством занялись в 1920-е годы. Предположительно в 1925 году убранство Малахитового зала — колонны, камин, пилястры, мрамор и наборный паркет — были демонтированы и подготовлены к вывозу в Италию. Груз шел через Крым и к адресату так и не попал, так что на сегодняшний день считается безвозвратно утраченным.



Дом Демидова. 1970 – 1980

                                                                                                                                                                                                                        .
С 1995 года единоличным арендатором исторического особняка на Большой Морской улице, 43, является Балтийский банк — здесь располагается штаб-квартира банка.




Tags: Петербург, особняк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments