vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Судоподъемник Красноярской ГЭС на реке Енисей - единственный в России судоподъемник.





Наверняка многие видели, как корабли перемещаются из рек в водохранилище с помощью шлюза — специального сооружения, расположенного между водоемами с различными уровнями. Но шлюз — это не единственный вариант для судов.

Еще существуют судоподъемники — сложные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой. Их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире их насчитывается всего десятка четыре. Один из них находится в Красноярске. Это единственный в России судоподъемник.



Судоподъемник в действии — невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водой из Енисея.










Фотографии Дмитрия Чистопрудова


Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти 10 лет. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС









Судоподъемник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружен в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.

















Для информации: Красноярская ГЭС — вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет — длина 1065 метров и высота 124 метра:













Судоподъемник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъемника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление:














Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн):

























Перепад уровней между нижним и верхним бьефом — 104 метра (больше, чем 30-этажный дом)!









Скорость движения подъемника — 20 метров в минуту или 1.2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4 500 тонны — это вес камеры без воды:














Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.












Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов:












Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1 500 тонн, с габаритами 78×15 метров и осадкой в 1.9 метра:













В день нашей съемки на единственном в России судоподъемнике передвигалась вот эта баржа:













Полная эксплуатационная длина с подводными участками — 1510 метров. Буксир заводит баржу в шлюз судовозной камеры:










Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву:












Баржа в камере. Все готово к подъему. Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона  электрички











Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции — 6 000 МВт:













Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник.












Внизу у эстакады:











Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой:













И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику:












8 000 тонн:




































Поворотное устройство, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку:














Длина поворотного устройства — 104.6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей — 20 метров в минуту.













Небольшое видео Красноярского судоподъемника для любителей техники:


Это был репортаж про работу единственного в России судоподъемника.













первоисточник https://chistoprudov.livejournal.com/90107.html

источник
                                                                                                                                                                                                                                .

P.S. Будучи в начале 2000-х  в Красноярске,  удалось посмотреть плотину и подъем судна. Но увы, в то время допуск на плотину был уже закрыт и этим впечатляющим зрелищем пришлось любоваться с противоположного берега. Спасибо уважаемому  Дмитрию Чистопрудову за великолепные фотографии и замечательный репортаж

Tags: техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments