vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Дух очень старой школы: брутальный футбол XVI века






Английские короли XIV века не случайно пытались запретить игру в мяч — матчи шли сутками и сопровождались погромами городов и весей. Хуже того — англичане ради футбола забросили искусство длинного лука прямо посреди Столетней войны! И ничто не могло удержать их от любимой игры — ни штрафы, ни тюрьмы, ни даже смертная казнь.


В XIV веке Европу накрыла череда бедствий. Начало Малого ледникового периода унесло неурожаями и голодом два-три миллиона жизней. Разгром тамплиеров и банкротство ломбардских банков обрушили финансовую систему; следом пришла Чёрная смерть. И всё это происходило на фоне Столетней войны, литовской экспансии, ордынского ига, шотландских восстаний и прочих радостей.
Англию сотрясали не только затянувшаяся война во Франции, вывернутая наизнанку казна и мятежные шотландцы. Страшным бедствием уже тогда был футбол.

.


Голова викинга — лучший мяч

.
Сейчас мяч гоняют хорошо обученные миллионеры, а во славу их цветов бьют лица и крушат окрестности команды энтузиастов. В XIV веке погромы происходили в ходе матчей силами футболистов — и были их неотъемлемой частью.
.
В Кингстон-апон-Темс рассказывали, что первую игру в мяч устроили отрубленной головой датского конунга. В Дербишире похожая история повествует о голове римского центуриона или легата. Подобные байки ходят по всей Англии — в менее кровавых вариантах они касаются найденных в полях черепов викингов и прочих врагов.
.
Первое достоверное упоминание относится к 1174 году. Священник Вильям Фицстивен, соратник и биограф Томаса Бекета, описал футбол лондонцев перед великим постом так:
«После обеда вся молодёжь города выходит в поля, чтобы принять участие в игре с мячом. У учеников каждой школы свой мяч, и рабочие каждого ремесла несут свои мячи. Старики, отцы семейств и состоятельные горожане едут верхом наблюдать за соревнованиями своих отпрысков и болеть за них: вы можете видеть, как пробуждаются их страсти, когда они наблюдают за происходящим и погружаются в веселье, которое испытывают беззаботные подростки».

.
Игра в мяч, истоки которой теряются в кельтской или римской древности, была частью весенних празднеств перед великим постом — аналога восточнославянской масленицы. Чаще всего игра шла в «жирный вторник», последний день до поста.

.
Играли где душа положит. В Лондоне и других городах играли и в ближних полях, и на площадях, и на улицах. В сельской местности — между селениями. «Поля» могли достигать нескольких миль. Воротами служило что угодно — главное договориться. Например, церковь или балкон, куда требовалось забросить мяч. Матчи шли долго, нередко — пока не стемнеет. Наутро могли продолжить.

.
Играли массово. Число участников не регламентировалось — хоть несколько сотен, лишь бы примерно поровну. Деревня на деревню. Школа на школу, факультет на факультет. Гильдия на гильдию. Клиенты одного паба с клиентами другого паба.

Дух очень старой школы: брутальный футбол XIV века
.

Мячом обычно служил надутый воздухом мочевой пузырь свиньи, обшитый кожей. Или он же, набитый бобами. Или вырезанный из дерева шар.

.
Самые брутальные играли в футбол подходящим булыжником.
.
Ждать год для веселья было скучно, и к XIV столетию частота матчей достигла пяти в год — на каждый большой праздник. А их свирепость существенно возросла. Пасторальные картины, описанные Фицстивеном, сменились строками судебных разбирательств об убийствах, тяжёлых ранах и погромах.

.
«Понять и простить!»

.
Насилие стало частью программы английского футбола. Убивать и тыкать ножами было против правил, а всё остальное считалось обычным делом: сломанные носы, выбитые глаза, переломанные конечности. Помимо толпы участников матчи собирали множество болельщиков и зевак. В сельской местности ущерб в основном сводился к мордобою участников и лёгким повреждениям домов и церквей. В Лондоне и других городах традицией к рубежу XIII-XIV веков стал попутный разгром торговых лавок.
В 1280 году на матче в Нортумберленде некто Генри де Эллингтон погиб, напоровшись животом на нож Дэвида ле Клю в ходе футбольного матча. Он стал первой известной истории жертвой футбольного насилия. В 1303 году ирландские студенты в ходе игры зарезали оксфордского студента Адама из Солсбери. В 1308 году ещё один ирландец Джон Маккрокан обвинялся в непредумышленном убийстве некоего Уильяма Бернарда во время матча.
Милосердие правосудия к футбольным инцидентам поражает. В 1320 году судили банду из восьми хулиганов, устроивших нападения с поножовщиной на другую команду после матча между деревнями Холлесли и Рэмшольт. Организаторов, будущего магистра и пивовара, приговорили… к суткам исправительных работ.

.
Почтенные же люди — понять и простить.
.
Монахи не отставали от студиозусов: в 1321 году каноник ордена гилбертинцев Уильям де Сполдинг так увлёкся борьбой за мяч, что его нож воткнулся в его друга, также Уильяма, — от чего тот через шесть дней скончался. Каноник умудрился добиться письма… от папы римского Иоанна XXII о прощении за случайное убийство во время матча.
.
Дух очень старой школы: брутальный футбол XIV века
.
В том же 1321 году один из лондонцев описывал: «Игроки возвращаются с матчей домой как с поля битвы: с окровавленными головами, сломанными костями, вывихнутыми суставами, покрытыми синяками, что сокращает их земные дни».
.
Первый запрет

.
Насилие в Британии касалось не только футбола. После политических неурядиц и смут Англия, включая 50-тысячный Лондон, стала местом опасным и мятежным. Англичане не выходили на улицу без клинков и не стеснялись пускать их в дело. На улицах то и дело вспыхивала поножовщина, импровизированные турниры, футбольные матчи — а часто что-то среднее между этим всем, перетекающее в беспорядки и погромы.

.
Лондон пытался утихомирить грозный король Эдуард I, но угомонить буйных жителей английской столицы даже ему оказалось сложнее, чем метких валлийцев и упорных шотландцев.
.
Запрет на школы фехтования лишь загнал их в подполье,
где они быстро слились с пабами, игорными домами и притонами.
.
Когда Эдуарда I сменил непопулярный и слабый Эдуард II, лондонцы и вовсе распоясались. Устав подсчитывать убытки от спортивных состязаний, купцы уговорили лорд-мэра Лондона Николаса де Фарндона запросить у короля ни много ни мало — запрет на футбол в черте города.
.
Фарндон был потомственным ювелиром и прекрасно понимал, насколько разрушителен футбол для коммерции. Тринадцатого апреля 1314 года он торжественно объявил указ от имени короля Эдуарда II:
«Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».
.
После того как игроки начали влетать на сроки и штрафы, игры стали переноситься за город, но и не думали прекращаться. Впрочем, лондонские торговцы свой бизнес обезопасили, а де Фарндона в благодарность переизбрали лорд-мэром ещё дважды.
.
Как футбол чуть не лишил Англию лучников
.
.
В 1349 году Эдуард III опять запретил футбол. Вместо него всем подданным английской короны предписывалось проводить свободное время сугубо в тренировках по стрельбе из лука.
.
Во всей Европе, включая Англию и Францию, свирепствовала Чёрная смерть, армии срочно требовались новые лучники взамен скошенных чумой — но англичане, презрев страшнейшую эпидемию, всё равно гоняли мяч. Лучники в армию поступали, однако футбол не умирал.
.


.
В 1363 году Эдуард III напомнил, что игры в мяч вообще-то запрещены.
.
Ведь если англичане совсем перестанут играть,
а будут только стрелять, то лучников будет ещё больше!

.
Указ гласил:
.
«Запрещено под угрозой заключения в тюрьме собираться для бросания камней, стволов деревьев, тяжестей или участия в любых играх с мячом, руками или ногами, или любых других бессмысленных занятиях. Ибо народ Королевства, благородный и простой, по сей день использовал означенное искусство в своём спорте, и с Божьей волей оказал великую честь Королевству, создав большое преимущество для своего Короля в его военных предприятиях. Теперь же означенным искусством почти полностью пренебрегается, в то время как люди развлекаются вышеупомянутыми играми и другими бесчестными действиями, кои являются дорогостоящими и ленивыми, в результате чего Королевство обнаруживает себя лишённым лучников».
.
Естественно, не помогло. Опять.
.
В килтах за мячом
.
Шотландцы старались не уступать соседям.
.
Они «распробовали» игру в мяч чуть позже, но включились в дело со всем энтузиазмом. Более того: с конца 1400-х годов в футбол стали играть и шотландки, поначалу из Инвереска.

.
В регулярных матчах участвовали команды замужних и незамужних. Замужние обычно побеждали. Свирепостью шотландцы традиционно не уступали южанам.
.
It is statut and the king forbidis that na man play at the fut ball under the payne of iiij d, — издал в 1424 году указ король Шотландии Яков I из-за постоянных погромов в процессе матчей.
.
Замецки
В смысле, в футбол играть нельзя, четыре пенса штрафу.
.
.
«Вот падонак!» — подумали шотландцы. Играть и громить, естественно, не прекратили. Что они, хуже англичан? Следующий матч в Эдинбурге случился спустя неделю после королевского указа.
.
.
А в начале XVII века в приграничных английских городах стали внимательно следить за футбольным расписанием у соседей. Ибо у шотландцев футбольные матчи стали плавно перетекать в набеги на Англию.
.
Остатки реально старой школы
.
Со временем футбол стал организованной спортивной дисциплиной. Но местами просматриваются и следы свирепого прошлого.
В Эштоне, графство Дербишир, до сих пор устраивают ежегодное футбольное дебоширство в духе очень старой школы. Как и во времена Средневековья, матчи проводятся перед великим постом: в жирный вторник и пепельную среду, — и идут с двух пополудни до десяти вечера.



.
Местные жители делятся на две толпы — команды «верхних» и «нижних» относительно Генморского ручья. В центре города бросают мяч — и начинается веселье.
.
.
Правила запрещают убийства и поножовщину, а также использование моторизованной техники, прятанье мяча и игру на территории кладбищ и мемориалов. В остальном допустимы любые методы. Матчи идут до истечения времени или трёх голов в условленные «ворота», находящиеся на расстоянии трёх миль.

.
Ещё большее безумие творится в Халлатоне, Лестершир. Очень старый и не очень добрый английский футбол здесь включён в традиционный фестиваль с говорящим названием «Потасовка За Пирог С Зайчатиной И Пинание Бутылки».

.
Жители Халлатона, а также гости из соседнего Медбурна и туристы собираются в первый понедельник после Пасхи и идут торжественной процессией под волынки и барабаны от Лисьего паба в церковь святого Михаила. Участники несут три бочонка эля, огромный пирог, корзину хлеба и шест с металлическим зайцем. Эль присутствует не только в бочонках, но и в участниках.
.
Викарий освящает означенный пирог и эль. Затем ломает пирог на части и бросает в толпу.
.
Изначально предполагалась драка в жанре
«мы делили пирожок, много наших полегло»,
но теперь участники просто ржут и ловят
летящие в них куски пирога и хлеба.

.
Веселье начинается чуть позже среди холмов и разбегающихся овец. Три бочонка несколько сот участников должны перетащить через буераки к одному из двух ручьёв, разделённых полутора милями. Нельзя убивать, бить ножами и палками, выдавливать глаза и душить. В остальном — всё как в старые добрые времена: с ушибами, переломами, вывихами и прочими радостями.



.
Одни только королевские указы с 1314 по 1667 годы запрещали в Англии футбол более 30 раз. Но они не помогали — как не помогали и запреты церковных властей. Англичане гордятся своей футбольной стойкостью. Ибо не станет гордый бритт менять свои традиции, хобби и привычки из-за такой мелочи, как какие-то там указы, декреты, штрафы и тюрьмы.

.
Ведь как не чтить столь славные традиции?
.
Подробности на warhead.su:

Tags: история, познавательное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment