vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Российское вольнодумное чудо: Храм, который православная церковь отказывалась освящать


Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы
                                                                                                                                                                                .
Есть в Южном Подмосковье под Подольском удивительный для этих мест храм - Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. «…Ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» - так отзывался об этой церкви в начале XX века Сергей Маковский, архитектор. И она действительно уникальна и великолепна.

Заложена эта церковь была в 1690 году  в усадьбе Дубровицы,  хозяином которой  был князь  Борис Алексеевич Голицын,  воспитатель  и сподвижник   Петра I.
                                                                                                                                                                .
Случилось так, что в результате придворных интриг его оклеветали, царь отлучил впавшего в немилость Бориса Алексеевича от двора и отправил в недавно приобретенную им деревню Дубровицы. Но вскоре доброе имя Голицына было восстановлено, царский гнев поутих. Царь снова вызвал Голицына в Москву и пожаловал ему боярское звание. В честь примирения с царем и задумал Голицын возвести в своей усадьбе этот белокаменный храм.
                                                                                                                                                                                            .
Но хотя его строительство было закончено в 1699 году, освятили красавец-храм лишь спустя пять лет, и причин тому было несколько.

                                                                                                                                                                            .
Во-первых, освящать его упорно отказывалась православная церковь в лице Патриарха Адриана. Выстроенный храм был очень необычным, совсем не похожим на православные храмы и не соответствовал церковным канонам. Украшенный в стиле барокко на европейский манер, он напоминал католические храмы, именно поэтому православная церковь и принимала его «в штыки».
                                                                                                                                                                                      .
Кроме того, освящение храма князь Голицын намеревался провести в присутствии государя, а в те годы Петр I, занятый военными походами, в Москве почти не появлялся. Лишь в феврале 1704 года, отвоевав у шведов Восточную Прибалтику, Петр с царевичем Алексеем и придворными прибыл в усадьбу Голицына. К тому времени царь провел церковную реформу, Патриарх Адриан скончался и митрополит Стефан все же освятил храм.
                                                                                                                                                                                            .
                                                                                                                                                                          .
Центральная часть храма возносится ввысь в виде изящного восьмигранного столпа, венчает который не купол и не шпиль, как было заведено на Руси, а золоченая корона.
                                                                                                                                                                                      .


                                                                                                                                                                              .
Хотя в архитектуре храма и прослеживались традиции древнерусского зодчества, в частности, резных украшений древнейших храмов Суздаля и Владимира, в целом он оказался построенным в духе подражания западным, католическим образцам.
                                                                                                                                                                                            .
В качестве украшения храма использовано множество скульптур, что характерно для европейского барокко XVIII века. К сожалению, многие из них сейчас сильно разрушены или вовсе утрачены.
                                                                                                                                                                                            .



                                                                                                                                                                                            .
У одного из входов помещены белокаменные скульптуры двух старцев-святителей в мантиях - Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
                                                                                                                                                                                                .





                                                                                                                                                                                        .
Над западной дверью можно увидеть статую еще одного святителя – Василия Великого.
                                                                                                                                                                          .

                                                                                                                                                                                                  .
Кроме того, фасад украшен изваяниями евангелистов, апостолов, ангелов.
                                                                                                                                                                              .


                                                                                                                                                              .
Богато декорирован храм и белокаменным ажурным кружевом с довольно затейливым узором из цветов, листьев, фруктов


                                                                                                                                                                                    .


                                                                                                                                                                                      .
Внутри храма также находится много рельефных изображений на тему сюжетов из Библии
                                                                                                                                                  .
                                                                                                                                .
Пространство под куполом украшено в духе Позднего Ренессанса.
                                                                                                                                                                                  .

                                                                                                                                                                                      .
Центральной композицией в интерьере является сцена «Распятие» из цикла «Страсти Господни».
                                                                                                                                    .
                                                                                                                                                                            .
В верхней части иконостаса резные украшения прекрасно гармонируют с иконами. Предположительно, в создании этих икон принимали участие мастера из Оружейной палаты Московского Кремля.
                                                                                                                                                                .
                                                                                                                                                                    .
Интересна судьба надписей, встречающихся в храме. Во время реставрации этого храма первоначальные надписи, сделанные на латинском языке, по настоянию митрополита Московского Филарета заменили на церковно-славянские, но в 2004 году вновь вернули латинские тексты.
                                                                                                                                                                          .
К сожалению, имена создателей этого шедевра канули в вечность. Но, несомненно, при возведении этого великолепного храма наряду с русскими привлекались и иноземные, итальянские мастера.
В своих воспоминаниях о строительстве этой церкви один из местных священников, С.И.Романовский, писал в 1802 году:"Достав в знании сем превосходнейшего архитектора, родом италианца ...".
                                                                                                                                                                                                .
Сейчас храм возвращен православной церкви, силами которой проводится его реставрация.
                                                                                                                                .
                                                                                                                                                              .

Источник kulturologia.ru
Tags: Россия, храм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments