Удивительная история создания и транспортировки колонн для Исаакиевского собора

Триумф бригады каменотеса Суханова.  15 сентября 1820 года в Санкт-Петербург доставили первые колонны Исаакиевского собора
О. Монферран. Внешний вид Исаакиевского собора.

Двести лет назад, в погожий пятничный день, к временной пристани на Английской набережной Невы причалило плоскодонное грузовое судно. Корабль был заметно перегружен, казалось, еще немного, и вода начнет заливать палубу. На борту - первые колонны для Исаакиевского собора, храма, о котором три десятилетия спустя заговорит весь мир.
.
Collapse )

Северный Речной вокзал в Москве после реконструкции




Северный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным), ранее Химкинский речной вокзал. Это главное здание комплекса сооружений канала Москва-Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Здание является выдающимся образцом архитектурного направления «сталинский ампир». Находится  на берегу Химкинского водохранилища, и окружено большим парком. Высота здания со шпилем 75 метров, длина по фасаду 150 метров, длина шпиля 27 метров.
Collapse )

Демидов Никита Демидович

Демидов Никита Демидович (Антуфьев Никита Демидович). Русский промышленник. Основатель династии Демидовых.
.


.
Указом царя Петра I, от  (21 сентября)  2 октября 1720 года Никита Демидович Антуфьев, за заслуги в развитии горнозаводского дела возведен в потомственные дворяне и получил фамилию Демидов.
.

Никита Демидов родился 5 апреля 1656 года в городе Тула. В родном городе у него находилась собственная оружейная фабрика, а также чугуноплавильный завод. В 1690-е годы Никита Демидович весьма успешно торговал железом и являлся владельцем железоделательного завода.


Никита Демидович Антуфьев, более известный как Никита Демидов (26 марта (5 апреля) 1656, Тула — 17 ноября (28 ноября) 1725, Тула) — русский промышленник, основатель династии Демидовых.


 Существует версия, что Никита Демидов остался единственным из тульских оружейников, который взялся выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу. Случилось это в 1696 году. В итоге, Петр I подписал указ, который сделал его поставщиком оружия для войска во время Северной войны.


Памятник Никите Демидову и Петру Первому в Невьянске.



Памятник Никите Демидову и  Петру I в Невьянске
.
Поставляемые Демидовым ружья оказались значительно дешевле заграничных и одинакового с ними качества. Поэтому царь в 1701 году приказал отмежевать в его собственность лежавшие около Тулы стрелецкие земли, а для добычи угля дать ему участок в Щегловской засеке.
.

Также выдал Демидову специальную грамоту, позволявшую расширить производство за счет покупки новой земли и крепостных для работы на заводах. С 1716 по 1725 год построил еще пять предприятий. В годы войны для армии Петра на демидовских заводах также изготавливались артиллерийские орудия и снаряды. При этом Никита Демидович выставлял цену вдвое меньшую, чем другие поставщики.


Никита Демидов
.

К тому же с 1718 года стал единственным поставщиком железа, якорей и пушек для русского флота. Причем железо с демидовских заводов поставлялось не только для армии, но и для хозяйственных и бытовых нужд населения. Поэтому, обеспечив внутренний рынок России достаточным количеством, страна с 1716 года начала экспортировать железо и с каждым годом все больше. Между заводами Демидова проложены дороги для транспортировки продукции, расчищен судоходный путь по реке Чусовой, построены сплавные суда, пристани, склады.
.

Будучи успешным промышленником и предпринимателем, Никита Демидов проявил себя и как талантливый организатор. Лично вникал во все детали заводского хозяйства, проявляя «ревность к отечеству», поставлял продукцию в казну по более низкой цене, оказывал помощь деньгами и железом в строительстве Петербурга, основал в городе Невьянск Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Черепановых.
.

К 1720 году Урал, преимущественно «демидовский» давал, по меньшей мере, две трети металла России. Такого результата вряд ли ожидал и сам Петр. Это не могло не добавить уважения царя к «славному кузнецу Никите Демидову». За заслуги возведен в потомственные дворяне с фамилией Демидов.
.

Памятник Никите Демидову в Туле
.
Никита Демидов скончался 28 ноября 1725 года в Туле. Похоронен вместе с женой под папертью Демидовской церкви.

Как инженер Дмитрий Козлов дотянулся до космоса

Знаменитый советский и российский конструктор, член-корреспондент РАН Дмитрий Козлов появился на свет 96 лет назад – 1 октября 1919 года.
Потерявший руку на фронте в ходе Великой Отечественной войны инженер сумел изобрести ракету, которая защитила СССР и обеспечила советскому руководству приоритет в гонке по разработке межконтинентального баллистического оружия и положила начало созданию в стране практической космонавтики.
Collapse )

Осенние мотивы

.
"Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
.
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
.
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом..."

.
Паустовский Константин Георгиевич

Доходный дом Микини, Армянский переулок,1



Четырехэтажный угловой доходный дом был построен в начале ХХ века на месте старой усадьбы, главный дом которой стоял по Кривоколенному переулку, а в Армянский переулок выходил усадебный сад. В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.
Collapse )

Отто Шмидт - исследователь Севера

Отто Шмидт - советский математик, географ, астроном, исследователь Севера
.

.
Отто Юльевич Шмидт (30 сентября 1891-7 сентября 1956) родился  в городе Могилеве. В детстве работал в лавке письменных принадлежностей в Белоруссии. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии дал его дедушка – Фрицис Эрглис. В 1913 году Отто Шмидт окончил университет и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию.
.
После Октябрьской революции 1917 года в течении нескольких лет он занимал различные государственные должности - был одним из организаторов высшего образования и науки в СССР.
.
В 1923-1956 годах Шмидт был профессором математики в Московском университете и одновременно вел руководящую научную и научно-организационную работу в различных областях. Отто Юльевич – один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942 годы). В 1935 году он стал действительным членом Академии наук СССР. К тому времени был издан ряд его работ по географии, геофизике, геологии, астрономии.
.
Отто Шмидт основал в 1937 году новый институт – Институт теоретической геофизики Академии наук СССР с целью комплексного изучения Земли как планеты. Он же стал первым его директором (1937-1949). Сегодня это Институт физики Земли имени О.Ю. Шмидта.
.
Известен Отто Юльевич и как великий путешественник - в 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледокольном пароходе "Георгий Седов".


В 1932 году - экспедицию на ледокольном пароходе "Сибиряков", которая впервые прошла за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан, в 1933-1934 годах - плавание на пароходе "Челюскин" по Северному морскому пути. В 1937 году он участвовал в организации дрейфующей научной станции "Северный полюс-1" (за это ему было присвоено звание Героя Советского Союза), а в следующем году руководил операцией по снятию персонала станции со льдины.



Руководитель и пилоты самолётов экспедиции Северный Полюс 1 (слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков
.


Помимо научной, исследовательской и педагогической работы Шмидт занимался и общественной деятельностью - он был депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, членом ЦИК СССР. Награжден орденами и медалями.
.
7 сентября 1956 года Отто Юльевич Шмидт умер в Москве. В честь него названы мыс на побережье Чукотского моря и остров в Карском море.


Потрясающий вид на мыс Шмидта (Северный)...с утёсами Кожевникова, Вебера и селением Рыркайпий на берегу Западной бухты.

Открытие трамвайного движения в Петербурге

29 сентября 1907 г. 113 лет назад    состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге
.
Церемония открытия, трамвай на остановке "Александровский сад"

В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские: еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Но история трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно.
.
Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, т.к. главным средством передвижения на то время в столице все таки оставалась конка.
.
Но в 1898 году подготовка к эксплуатации в столице «наземного» трамвая все же началась. Проект, один из авторов которого – инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, а через год началась его реализация. Среди участников подготовки и последующей эксплуатации трамвайного транспорта Петербурга был и талантливый инженер Яков Гаккель.
.
(16) 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов.


Первый Питерский трамвай
.
Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех.
.
Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов.
.
В настоящее время, по состоянию на конец 2019 года, в Петербурге действует 41 трамвайный маршрут, работает 7 трамвайных парков. С 231 км путей трамвайная сеть Северной столицы занимает 4-е место в мире по протяжённости трамвайных путей. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.

Российский музей леса. Леса России.

Российский музей леса создан по постановлению правительства России 4 февраля 1997 г. по предложению Федеральной службы лесного хозяйства (в настоящее время Федеральное агентство лесного хозяйства) в честь празднования 200-летия Лесного департамента.

Collapse )

Яков Павлов, герой Сталинградской битвы

Яков Павлов -советский военный, герой Сталинградской битвы
.

Яков Федотович Павлов (17 октября 1917  — 28 сентября 1981)  родился  года в деревне Крестовая Новгородской губернии. После окончания школы какое-то время проработал в сельском хозяйстве. В 1938 году был призван в Красную Армию. Великую Отечественную войну встретил в боевых частях в районе Ковеля.
.
Во время войны он участвовал в боях на Юго-Западном, Сталинградском, 3-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, был командиром пулемётного отделения, наводчиком орудия и командиром отделения разведки в звании старшего сержанта.
.
В 1942 году Яков был направлен в 42-й гвардейский стрелковый полк 13-й гвардейской дивизии генерала А.И.Родимцева. Павлов принимал участие в оборонительных боях на подступах к Сталинграду, кроме того, выполнял разведывательные задания.

Collapse )